Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 16 апреля 2024 г.

Сотрудники

  • Мусихина Светлана Юрьевна
  • Осипанова Анна Дмитриевна

Ученики

  • Асанов Матфей Андреевич
  • Баташев Александр Владиславович
  • Вахрушев Савелий Алексеевич
  • Власов Артём Андреевич
  • Голубкова Дарья Алексеевна
  • Капустина Софья Алексеевна
  • Коньшин Айрат Радикович
  • Лазарев Фёдор Иванович
  • Михайлова Софья Максимовна
  • Мохначева Арина Артемовна
  • Черкашина София Максимовна

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Поурочные и методические разработки


План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по учебнику "Мир вокруг нас" автора А.А.Поглазова

ТЕМА: "ПОЧВА"

ЦЕЛЬ:
Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы - плодородие.

ЗАДАЧИ:
1.Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ:
-посылка (срез почвы);
- плакат "Федор студеный";
- планирование;
- карточки с текстом "Минеральные соли"(24 шт.);
- контрольный лист "Состав почвы", "Виды почв" (24 шт.)
- образцы почв (раздаточный материал 12 шт.);
- стеклянные стаканы (12 шт.);
- стеклянные палочки (24 шт.);
- плакат "Телеграмма";
- виды почв (таблица)
- коробочки;
- штатив;
- лупы;
- сухое горючее;
- чашка фарфоровая;
- демонстрационный столик;
- толковый словарь;
- карточки для домашнего задания;

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

- Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками.

- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

-Какое сегодня число?

- Откройте календарь погоды. Дайте характеристику погоды на 22 ноября.

- Ребята, существует много народных примет, по которым люди определяют какое будет лето, урожай.

- В календарях погоды обведите 24 ноября.

- Этот день по народной примете называется "Федор студеный" (внимание на плакат). Федора студеного начинает морозить и студить. Федор студит - землю студит.

- Как Вы понимаете эту народную примету? (выслушиваются ответы детей) В народе примечали: если в этот день температура воздуха от 0 до - 5, то зима ожидается без сильных морозов, а если температура воздуха ниже -5, то ждать зиму с крепкими морозами.

II. Планирование. Целеполагание.

1.

- В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

- Интересно, что это? (показ среза земли, взятого с обрыва)

- Ребята поступила просьба изучить данный материал.

- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.

- Согласны?

- С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?

- Правильно.

- С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")

- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка "Почва человеку")

"Что такое почва?"

"Свойства почвы

"Виды почв"

"Почва человеку"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

2.

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Посылка.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

III. Свойство почвы.

- Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- С какими свойствами почвы Вы познакомились ранее? (Способность пропускает воду)

- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.

- Что увидели? (траву, растения, деревья)

- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)

- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

- Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие")

- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

-Правильно. Словарь.

- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

IY. Проведение опытов.

- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

- Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в таблицу. (У каждого ученика на парте лежит таблица) ( приложение № 3)

1 опыт.

- Через лупу рассмотрите почву.

- Запишите свои наблюдения в таблицу.

- Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

- Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

2 опыт.

- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

- Что заметили?

- Пузырьки.

- Сделайте вывод.

- В почве есть воздух.

- Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.

3 опыт. Нагревание почвы.

При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.

- Что же это такое?

- Вода и минеральные соли.

- О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

(Приложение№2)

- Что интересного узнали о роли минеральных солей?

Y. Производственная гимнастика.

Yi. Виды почвы.

1.

- Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)

- Правильно. Познакомимся с видами почв.

- Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.

- Что заметили?

-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.

- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

- Откройте учебник на странице 66 и прочитайте третий абзац..

- О каких видах почвы прочитали?

(На доске появляется таблица с видами почв " Черноземная, песчаная, торфяная, подзолистая")

- Подзолистые почвы находятся в лесной полосе.

- Как Вы думаете, почему они так называются?

- Верно, потому что цветом почва похожа на золу.

2.

- Ребята вам пришла телеграмма следующего содержания

ТЕЛЕГРАММА

Подумайте, в чем причина такого явления?

Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает.
1. В чем причина такого явления?
2.Как это влияет на растения?
3.Что в такой ситуации должен делать человек?

- Прочитайте текст телеграммы и в парах обсудите варианты ответов.

- Так в чем же причина такого явления? (Выслушиваются варианты ответов, делается вывод)

- Песок - отдельные частицы. Они не связаны между собой. Поэтому вода быстро уходит, и растения погибают от недостатка влаги. В такой ситуации требуется обильный полив и применение удобрений.

- Замечательно.

YIi. Практическая работа.

1.

- Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.

- В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.

- Результаты занесите в контрольный лист "Виды почвы".

(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)

- Итак, каковы результаты?

- Какая почва находится в первом пакете?

- Черноземная.

- Почему? Докажите.

(Цвет черный, жирная, если трогать руками)

- Во втором пакете?

- Подзолистая.

- Почему? Докажите.

(Цвет похож на золу)

- В третьем пакете?

- Глинистая.

- Почему? Докажите.

( Цвет желто - красный. Скатывается в комок)

- В четвертом пакете?

- Песчаная.

- Почему? Докажите.

( Преобладает песок. Цвет серый.)

-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.

2.

Оценивание работы.

- А сейчас, предлагаю оценить правильность выполнения практической работы.

(На доске правильный вариант ответа)

- Если Вы правильно определили вид почвы, не допустили ошибок - поставьте "5";

- Если допустили 1 - 2 ошибки - поставьте "4";

YII . Домашнее задание

- Наш рабочий день подошел к концу.

- На все ли пункты плана ответили? (Нет)

- Поэтому часть работы предлагаю взять домой.

- Вам предлагается два варианта работы.
1. Подготовить ответ на вопрос: Как человек использует почву и ее охраняет?
2. Почва и ее состав.

Подумайте, в чем причина такого явления?

Глинистая почва в дождливое лето удерживает много воды, которая заполняет в почве все промежутки.

Как это влияет на развитие растений?

Что в таких случаях должен делать человек?

Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; второе задание.

YIII. Итог.

- Что узнали о почве. Сделайте вывод.

Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.

- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли. Основное свойство почвы - плодородие. Виды почв: черноземная, подзолистая, песчаная, глинистая.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1

ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

СВОЙСТВО ПОЧВЫ

СОСТАВ ПОЧВЫ

ВИДЫ ПОЧВЫ

ПОЧВА - ЧЕЛОВЕКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ.

Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растению.

Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья.

Минеральные соли - пища растений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

СОСТАВ ПОЧВЫ.

ВИДЫ ПОЧВЫ

1.

2.

3.

4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.4

ВИДЫ ПОЧВ

ЧЕРНОЗЕМНАЯ

ГЛИНИСТАЯ

ПЕСЧАНАЯ

ПОДЗОЛИСТАЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.5

ТЕЛЕГРАММА

Подумайте, в чем причина такого явления:

Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает.
1. В чем причина такого явления?
2. Как это влияет на растения?
3. Что в такой ситуации должен делать человек?

Источник: UROKI.NET



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии