Здоровьесберегающие технологии.
Из опыта работы школы №97 города Ижевска.
Автор: Елена Евгеньевна Ломаева, учитель начальных классов,
учитель высшей категории,
почётный работник общего образования России,
руководитель лаборатории начальных классов школы №97.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Обучение и воспитание строится как фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются основные умения учиться и способности принимать цели, сохранять и следовать им в учебной деятельности.
Новые Образовательные Стандарты ставят перед начальной школой целый ряд серьёзных задач, многие из которых отличаются новизной и соответствуют современным требованиям нашего общества.
Как обеспечить решение этих задач и при этом сохранить здоровье ребёнка? (Как здоровье физическое, так и психическое.)
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни предполагает комплексное развитие познавательной, эмоциональной и личностной сферы ребёнка. Накоплен опыт работы в этом направлении.
В течение 5-ти последних лет велась именно комплексная работа по проблеме формирования ценности здоровья, которая включала в себя:
1. Использование современных образовательных технологий.
2. Изучение программ « Полезные привычки» и « Правильное питание».
3. Введение «минуток здоровья».
4. Выезд всем классом в санаторий.
5. Проведение специальных занятий – тренингов.
Использование современных образовательных технологий.
Реализация компетентностного подхода, заложенная в Новых Образовательных Стандартах, требует освоения современных технологий, что, несомненно, будет способствовать повышению интереса учеников на уроке, что будет влиять на снижение их утомляемости.
Освоена «Технология проблемного обучения». Когда новый материал не объясняется детям традиционным способом, а учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию, ученики ищут решение проблемы, что приводит к открытию новых знаний. На протяжении всего этого времени дети охвачены интересной для них работой и имеют возможность работать каждый на своём уровне развития. А там, где есть интерес, усталости не возникает.
Использование интерактивной доски на уроках тоже способствует поддержанию интереса. Работу на ней быстро осваивают даже первоклассники. А ученики 3-х –
4-х классов уже могут самостоятельно подготовить презентации по теме домашнего задания или защищать свои проекты. На таких уроках проблем с вниманием и дисциплиной нет.
К современным технологиям можно отнести систему оценивания личных достижений учащихся. Это индивидуальные листы учеников « Основные умения по предметам». С их помощью очень удобно отслеживать и корректировать вместе с учеником его знания и умения. Особую ценность индивидуальные листы представляют при безотметочном обучении.
Обучение детей самоанализу, самооценке, рефлексии поможет снять большую часть стрессообразующих факторов в школе. Поэтому уже с 1 класса учим ребёнка анализировать свои первые письменные работы с помощью
«оценочной» шкалы.
Используются в работе и школьные дневники нового поколения, где детям предлагается планирование своих действий и оценивать их.
Изучение программ « Полезные привычки» и «Правильное питание».
С данными программами дети знакомятся в системе внеклассной работы. Цель программ – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Знания, полученные при изучении данных курсов, дети используют при подготовке проектов, на уроках окружающего мира, в своей жизни.
Введение « минуток здоровья».
Наряду с уроками физкультуры и хореографии в практику работы школы вошли «Минутки здоровья». Это ежедневные упражнения для глаз и массаж активных точек лица по методике В.А.Ковалёва с использованием специальных тренажёров.
Это комплекс специальных упражнений на укрепление осанки, рекомендованный специалистами Ленинградского областного института развития образования
г. Санкт – Петербурга, который пришёл на смену малоэффективным физкультминуткам.
Это организация в школе дневного сна учащихся. После такого полноценного отдыха дети легко и быстро справляются с выполнением домашнего задания, а домой из школы уходят не уставшими после продолжительного рабочего дня.
Выезд классами в санаторий.
Эта форма оздоровления вызвала положительный отклик со стороны родителей и детей. Учебный процесс в санатории не прерывается, т.к. класс выезжает вместе с учителем, продуктивность уроков не уменьшается. Данный вид обучения способствует ещё и решению проблемы формирования детского коллектива, что в последствии положительно сказывается на микроклимате класса.
Результаты контрольного класса показали, что каждый ученик может быть успешен при правильной организации образовательного процесса, что, несомненно, включает в себя и здоровьесбережение.
Уже к концу 3 класса не осталось детей с низкой мотивацией. Все ребята с радостью идут в школу и чувствуют себя в ней комфортно.
Все ученики класса имеют высокое качество знаний по предметам.
А данные медицинского центра показали снижение уровня заболеваемости. Если в 1 классе 50 % детей переболели вирусными заболеваниями более 2-х раз за учебный год, то к 3 классу таких детей осталось лишь 20%.
Проведение специальных занятий – тренингов.
Для начала всей работы в первый год обучения ставится задача формирования дружного детского коллектива, где каждый ощущает себя успешным и нужным. Это считаем залогом учебных успехов, сохранения здоровья физического и психического.
А, следовательно, социализирующие игры выходят на первое место по значимости.
Вводятся специальные занятия – тренинги:
«Круги дружбы», практика «Утреннего сбора», игры – энергетики, общие собрания класса, коллективное чтение и обсуждение книг, рефлексия.
«КРУГ ДРУЖБЫ» помогает создать положительный эмоциональный настрой на каждого члена детского коллектива, формирует умение видеть хорошее в любом человеке, помогает снять негативные эмоции, даёт мощный настрой на желание делать добрые дела. «Круг дружбы» лучше организовывать в конце учебного дня, когда дети могут поблагодарить одноклассников за что-то, потом отмечается самое яркое событие дня для каждого ребёнка, потом с помощью условных жестов дети показывают своё настроение. На эту работу уходит не более 10 минут, а результат можно увидеть довольно быстро. На глазах меняется настрой детей, они стремятся помогать друг другу. И вскоре это становится нормой жизни детского коллектива. Проводятся ежедневно.
«УТРЕННИЙ СБОР» помогает создать положительный настрой на учебный день, когда педагог может продемонстрировать свои человеческие качества, личный пример. Детям высказываются различные пожелания, говорятся тёплые и добрые слова, могут быть высказаны слова поддержки отдельному ученику, затем все дети вместе с учителем показывают своё настроение. Проводится ежедневно.
«ИГРЫ – ЭНЕРГЕТИКИ» позволяют преодолеть на первых порах психологический барьер у детей, способствуют более успешному прохождению адаптационного периода в новом детском коллективе.
Это игры на установление тактильных контактов. Ведь не секрет, что в первый класс приходит масса детей, которые не позволяют никому прикасаться к себе. И на любое прикосновение отвечают агрессией. А данный вид игр помогает быстрее таким детям преодолеть эту проблему.
«РЕФЛЕКСИЯ» проводится ежедневно на каждом уроке и после любого мероприятия. Рефлексия ( от лат.reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутреннего состояния. Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, оценок, переживание и припоминание, решение проблем. Помогает для формирования самооценки.
РЕЗУЛЬТАТОМ работы можно считать положительный эмоциональный настрой у детей на одноклассников, на школу, что отражается в высоком росте школьной мотивации, в высоком уровне воспитанности учеников, на физическом здоровье детей.
Поэтому, к основным компетенциям, которыми должны овладеть школьники, начиная с первого класса, мы относим совокупность умений вести здоровый образ жизни и укреплять психофизическое здоровье.