Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 20 апреля 2024 г.

Ученики

  • Касаткина Милана Алексеевна
  • Коробейников Дмитрий Алексеевич
  • Рубцов Андрей Владимирович
  • Ходырев Иван Алексеевич

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Материалы к уроку


ПИШЕМ РЕЦЕНЗИЮ

В последние годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать рецензию на то или иное литературное произведение. В прошлом году газета уже публиковала консультацию к такому сочинению, однако поток вопросов, связанных как с особенностью жанра рецензии, так и с проблемами подготовки к ее написанию, не иссякает. Именно поэтому мы решили еще раз вернуться к разговору на эту тему.

Что должен четко знать учитель, готовящий учеников к выпускному экзамену? Первое: рецензия ? чрезвычайно сложный жанр, и на её создание стоит нацеливать только сильных учеников. Одновременно рецензия ? это высший показатель мастерства учителя, ибо именно в этом жанре ученик должен на новом, не обработанном еще материале продемонстрировать все те умения и навыки анализа литературного произведения, которые он получил при изучении классических, ?устоявшихся¦ вещей. Главная задача рецензии ? это обращение к самым последним, современным явлениям литературы, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенного мнения. При разговоре о таком произведении пишущему нужно рассмотреть его в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность (в лучшем понимании этого слова) является непременным признаком любой рецензии. Само собой разумеется, что для этого ученику, готовящемуся к написанию рецензии, нужно хотя бы иногда просматривать литературно-художественные журналы, чтобы быть в курсе новинок и ориентироваться в основных направлениях литературной жизни.

Далее, учителю следует обговорить с учениками основные структурные моменты любой рецензии. Поскольку рецензия является как бы посланием человека, читавшего какое-либо произведение (или смотревшего спектакль, кинофильм и т.д.), возможному их читателю ( зрителю), то в рецензии , во-первых, должны быть четко указаны выходные данные рассматриваемой вещи, а во-вторых, значительное место должно быть уделено изложению содержания. Не просто пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии произведения. Обязательно следует отметить также интересные, необычные моменты, например, нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д. ? иными словами следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии. К примеру, рецензент не разделяет идей писателя или вовсе не в восторге от способа их подачи, однако если эти идеи или этот способ являются яркими моментами произведения, его ?изюминкой¦, он не вправе о них умалчивать.


Только после объективного анализа можно приступать к субъективной оценке произведения, составляющей основную часть любой рецензии. Рецензия как раз и пишется для выражения такой оценки, своего собственного мнения. Оно может быть сколь угодно спорным, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании сущностных моментов произведения, он не будет произволить впечатления оригинальничанья и надуманности.


Естественно, что вышеупомянутые структурные элементы рецензии не обязательно должны линейно следовать друг за другом. Часто рецензия пишется в художественном ключе ? как правило, такую манеру изложения выбирают творческие, одаренные ученики. Мы хотели бы познакомить читателей с двумя работами такого плана. Они написаны одиннадцатиклассниками московской школы 57 Ниной Смирновой и Вадимом Жарко.

Источник: UROKI.NET



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии