Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Организационные материалы и документы |
Опыт реализации технологий углублённого изучения математики
-
В классе с углублённым изучением математики наиболее полно можно
-
осуществить переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного раз вития, позволяющему использоать усвоенное.
Целевые ориентации такой технологии :
-
1) обучение всех на уровне стандартов;
-
2) увлечение детей математикой;
-
3) выращивание талантливых.
-
Движущая сила - противоречие между теми задачами, которые ставятся перед
-
учениками и их знаниями и умениями.
-
Принцип интереса : новизна. Новый материал как своеобразный раздражитель,
-
вызывающий рассогласовывание, включающий механизмы по ориентировке и познавательной деятельности. Считаю, что интересный урок- это урок сомнений, озарений и открытий. Его условия :
-
1) теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям (хотя, это класс, где собраны способные ребята, силы здесь далеко неравные)
-
2) принцип доступности : ученик должен действовать на пределе своих возможностей (сложность тут в том - угадать эти возможности; правильно определить их степень трудности). Определению этих возможностей идёт в процессе работы 5-7 классов на уроках и на факультативных занятиях.
-
3) установка не на запоминание, а на смысл, мышление должно главенствовать над памятью.
-
Основные черты урока в классе с углублённым изучением математики :
-
1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
-
2) экономный и целесообразный расход времени урока.
-
Мною выбрана следующая технологическая схема урока :
-
1) контроль опорных знаний, умений, навыков (8 мин.);
-
2) постановка целей, усвоение новых знаний (20 мин.);
-
3) закрепление полученных знаний (10 мин.);
-
4) домашнее задание (3 мин.);
-
В начале урока требуется овладеть вниманием учащихся. Например, на доске
-
записываются примеры с наиболее часто традиционно встречающимися ошибками. Требуется их исправить.
-
На уроках геометрии на доске обычно выполнены чертежи домашних задач. По
-
готовым чертежам обсуждается план их решения. Выбирается наиболее рациональное.
-
Подача нового материала проходит часто в виде уроков-лекций. Это помогает
-
раскрыть новую тему блоками и экономит время для дальнейшей творческой работы.
-
Если новый материал не слишком сложный стараюсь перед изучением нового
-
создать проблемную ситуацию, подвести учащихся к противоречию и предложить им самостоятельно разрешить эти противоречия. При этом ребята излагают различные точки зрения, делают выводы.
-
При изложении нового материала пользуюсь опытом Хазанкина. Разбираем
-
"ключевые задачи" по теме, способы их решения. Учимся распознавать такие задачи.
-
После разбора "ключевых задач" пытаюсь организовать работу так, чтобы все в
-
классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы их решения : ими можно пользоваться и на уроках и на контрольных работах. Наиболее способные ребята, хорошо усвоевшие решение таких задач переходят к решению нестандартных задач.
-
Выделение "ключевых задач" позволяет уделить время на решение более
-
интересных задач и на проведение уроков решения "одной задачи" различными методами. Ребята с удовольствием работают на таких уроках.
-
Уроки решения нестандартных задач лучше проходят методом "мозгового штурма" по готовому чертежу на доске.
-
Уроки решения задач в классах с углублённым изучением математики в основном провожу в виде самостоятельной работы, требующей творческого подъёма. Здесь есть возможность реализовать уровневую дифференциацию и творческие способности всех учащихся.
-
Иногда на уроках используются элементы игровой технологии. В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Пытаюсь использовать это при проведении дидактических игр на некоторых уроках, особенно в 8-9 классе. Например, игра "Математический лабиринт" при проведении устной работы, требующей знания и применения тригонометрических формул, или "Математические тяжеловесы" при решении квадратных уравнений различного вида.
-
Эти приёмы помогают усвоению учащимися элементов учебной деятельности, воспитывают у них более заинтересованное и сознательное отношение к процессу обучения.
-
Опыт работы в классах с углублённым изучением математики помогает мне в работе с классами по общеобразовательной программе. Считаю целесообразным углублённое изучение математики особенно на уровне 8-9 класса, когда закладываются основы алгебры и планиметрии. Здесь есть больше возможности раскрыть красоту науки и развить к ней интерес. Есть, конечно, и проблемы. Не всегда ученики осознанно выбирают такрй класс, поэтому в программу приходится вносить корректировки; не хватает связи с институтом, поэтому часть ребят после 9 класса вынуждены переходить в центральные школы. Работа в классах с углублённым изучением математики требует от учителя больших затрат, сил и времени, постоянного обновления и расширения багажа знаний, знакомства с новинками методической и математической литературой, что, к сожалению, в наше время не всем доступно.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел