Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Организационные материалы и документы |
Особенности проведения повторительно-обобщающих уроков русского языка в начальной школе
В процессе обучения повторительно-обобщающие уроки занимают особое место. Главная задача таких уроков состоит в систематизации знаний, в повышении качества, что является необходимым условием успешного усвоения понятий и умений применять их в речевой практике.Повторение совершенствует умение применять знание в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы для решения учебных задач.
Таблицы по русскому языку призваны значительно повысить качество знаний учащихся. Модель правила помогает запомнить его формулировку. Алгоритм орфографических действий учит применять правило при решении орфографических задач. Зная способы проверки, ученик без труда подберёт проверочное слово. Памятка «Я учусь правильно списывать» способствует развитию орфографической зоркости. Памятка для звуко-буквенного разбора на полную и качественную характеристику звука, кроме того, анализ фонетической позиции звука обеспечивает связь звуко-буквенного разбора с орфографическим, учит детей ставить и решать орфографические задачи в процессе письма.
Для умственного развития учащихся предлагается упражнение «Что лишнее и почему? » Дети в столбик записывают предложные сочетания имен существительных и определяют, по каким признакам каждое из них может быть лишним.
Это упражнение помогает повторить не только существенные признаки данной части речи (число, род, падеж, склонение), но и реализовать комплексный подход к слову (слоговой и морфемный состав, орфограммы, роль в предложении, употребление в речи).
Таблица может быть составлена в необычной форме. Дети объединяются в группы по 4-6 человек и во внеурочное время создают творческие лингвистические карты путешествий по морю, по городу, по стране, в космическом пространстве. При этом фиксируются все существенные признаки и свойства языкового явления. А на обобщающем уроке группа или ее представитель озвучивают содержание рисунка.
Это может быть изображение дома или дерева с указанием всех признаков имени прилагательного на окнах, крыше, двери или на корне, стволе, сучьях, ветках, листьях.
В игре «Городские маршруты» ученик может быть водителем и тогда его задача – объявлять номер и название остановки. Остальные дети в классе – пассажиры. Номер полученного до начала игры жетона указывает на тему устного выступления. Школьники должны полно рассказать о той или иной грамматической категории и привести примеры.
Каждый ученик, получив жетон с номером троллейбусной остановки, рассказывает с примерами о той или иной форме глагола, например: №8 улица Среднего рода. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, глаголы среднего рода отвечают на вопросы: Что делало? Что сделало? и имеют окончание – О. Молоко кипело. Солнце осветило. Для обобщения и систематизации знаний целесообразно использовать «Грамматическое домино» (Нач. шк. – 1993 - №1. – с. 30-32).
Пособие состоит из карточек, на которых даны вопросы и ответы.Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный ответ. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос, а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ». Каждый ответ подтверждается примерами. Заканчивает игру тот ученик, у которого в карточке ответ помещён внизу. Чтобы не прервалась цепочка ответов, ученики должны быть предельно внимательными, слушать друг друга. Отвечать чётко и ясно. Необычные формулировки вопросов (Чем глагол отличается от имени существительного?) развивают логическое мышление, остроту ума.
Структура обобщающего урока, кроме систематизации изученного материала, включает самостоятельную работу, в которой дети демонстрируют знания и умения их применять в различных ситуациях. Тестирование позволяет наилучшим образом организовать такую деятельность учащихся.Тестовые задания открытого типа с дополнением или свободным изложением помогают проверить знание правил, определений, например: Продолжи. 1. Суффикс – это часть слова, которая … 2. Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно …
Тестовые задания закрытого типа требуют от ученика выбора правильного ответа из предложенных. К задаче альтернативных ответов дается два варианта: да – нет, например: Прав ли Буратино, утверждая, что в слове переподготовка две приставки? 1) да; 2) нет.
При выполнении задания со множественным выбором ученик выбирает один или несколько ответов из данных вариантов, например:
1.Выбери слова с приставкой:
1) дорожный, 2) дощечка, 3) дотронуться, 4) дозревание, 5) докторский, 6) догорал, 7) докрашенный, 8) доченька.
2. В какой строчке все слова пишутся с буквой О?
1) г…орбатый, д…машний, кр…савица; 2) т…лстеет, л…скает, вып…лзал; 3) к…рмушка, в…дянистый, стр…ительный.
В заданиях восстановления соответствия необходимо найти или приравнять части например:
1) Расселим части слова в домики:
1 2 3
осень, 2) за, 3) изн, 4) бег, 5) н, 6) пред, 7) бел, 8) еньк, 9) с.
Ответ: 1.2,6,9; 2.1,4,7; 3.3,5,8.
2)Соедини стрелочкой слова со схемами:
1) читал
2) чтение
3) перечитанные
Ответ: 1.2; 2.3; 3.1.
Задания на восстановление последовательности пригодны для повторения алгоритмов действия, например:
Восстанови порядок действий при написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне:
1)Ставлю после него гласные или букву Н.
2)Нахожу в корне парный звонкий или глухой согласный на конце слова или перед согласным.
3)Пишу букву этого согласного на конце слова или перед согласным.
4) Перед гласным или Н согласный…
Ответ:2,1,4,3.
Тестовые задания выполняются в классе или дома. Ученик обводит кружочком правильный вариант ответа из теста и записывает номер в тетради, затем сверяет его и подсчитывает количество правильных ответов. Несомненно, тесты способствуют не только повторению и обобщению изученного материала, но и воспитывают самостоятельность младших школьников. Обобщающие уроки имеют значительный потенциал для развития творческого мышления учащихся и формирования эмоционального отношения к изучению родного языка. В ходе урока учитель создает условия для развития коммуникативных умений школьников и их положительно окрашенных переживаний. В качестве ведущего метода обучения используется игра, что вполне оправдано возрастными особенностями учащихся и позволяет активно вовлекать их в учебный процесс.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел