Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Классное руководство |
БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ОТ КРАСОТЫ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ»
(Для учащихся 15-- 16 лет)
Задачи: познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»; раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов; развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое отношение к учебе,
Ход подготовки:
1 . Предварительно провести опрос учащихся назовите свой любимый предмет, что вас в нем привлекает? В чем, по-вашему, красота таких наук, как физика, математика, химия? Умеете ли вы видеть красоту научных фактов, явления природы? Назовите свое увлечение, помогает ли оно вам в учебе. При каких условиях изучение точных наук доставляет вам удовольствие?
2. Двум-трем учащимся подготовить сведения о творческой деятельности некоторых ученых, обратив внимание на следующие вопросы: что побудило ученого заняться изучением проблемы? Как познавательный интерес и увлечения в свободное время определили жизненный путь и направления исследований ученого? В чем видел ученый красоту науки и процесса мышления? Как работал над собой? (Китайгородский А. И Физика — моя профессия. М.. 1965; Кузнецов Б. Т. Творческий путь Ломоносова М . 1956 и др )
3 Двум учащимся подобрать и разучить стихотворения.
4. Подготовить игры на развитие воображения, образного мышления, творческих способностей (см.: Минский Е. М. От игры к знаниям. М., 1982; Кель О. С., Терский II Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе. М., 1960 и др )
5 Написать плакаты:
«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии»
Д. Эйнштейн.
«... между логикой исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь».
К. А Тимирязев.
«Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность».
Э. Золя
План-конспект беседы:
I. Поэзия науки.
1. Вступительное слово классного руководителя; о целях и задачах беседы, роли пауки в жизни человека, об отношении учащихся к учебным дисциплинам, их представлениях о красоте науки (используются материалы проведенного опроса)
2. Выступление ведущего (им может быть учитель-предметник) :
О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен.
Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще. Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях? «Радостное и вдохновенное чувство испытываешь, -- писал А. Эйнштейн, - видя проблему изложенной кратко и живо, во всем ее разнообразии и во всех ее связях». Американский физик Дж. Томсон считает, что «ощущение большой красоты возникнет в том случае, если теория способна охватить на первый взгляд очень разрозненные явления и показать их тесную связь».
Среди других эстетических критериев научных теорий и законов можно выделить следующие: простота и изящество внешнего выражения теории, которое заключено в формуле или определении, информационная полнота, состоящая в широте охвата разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории Примеры таких законов и теорий, закон всемирною тяготения, теория относительности, теория строения атома и др
Ученые считают, что сам процесс познания истины, ее доказательства может быть эстетическим «Главным моим наслаждением в течение всей жизни. -- писал Ч. Дарвин, — была научная работа» Эстетика процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности развития мысли, в строгой доказательности, простоте, оригинальности, в изяществе полученного решения, сделанного вывода.
Сам творческий процесс носит эстетический характер.
Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность гипотезы, нестереотипность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества
3 Выступления 2 - - 3 учащихся: краткие сообщения о -пюрческой деятельности некоторых ученых (например, А. Эйнштейна, II Кюри. Д И. Менделеева, И В. Курчатова, С. П. Королева).
П. Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»?
1. Выступление классного руководителя (о единстве научного и художественного мышления в творчестве ученых, деятелей литературы и искусства).
Несколько лет назад на страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом.
Ч. Дарвин в своей автобиографии расценивал утрату им способности в старости наслаждаться поэзией, живописью и музыкой, как утрату счастья, так как это вредно отражается на умственных способностях и нравственных качествах ученого. Д. И. Менделеев. И В. Курчатов, Л. Д. Ландау считали, что искусство помогает им развивать интерес к науке, пробуждает жажду творчества, эмоциональное отношение к проблеме Рассуждая о том, почему искусство обогащает ученого, П. Бор писал, что причина «заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». Искусство для ученых - стимулятор эвристической способности, образного мышления, источник эстетических чувств
Велико значение науки для обогащения искусства К Г. Паустовский считал, что в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. «Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, -- писал Паустовский, — если бы они хорошо знали астрономию!»
Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались па достижения анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры. (Через эпидиаскоп демонстрируются зарисовки черепа человека, сердца, анатомические этюды, ботанические зарисовки Леонардо да Винчи. См Дитякин В. Леонардо да Винчи. М , 1959, Дживелегов А. Леонардо да Винчи. М., 1969; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955)
Ученый и художник XV века Леон Баггиста Альберти писал о своем трактате, посвященном живописи:
«Ты увидишь три книги, и в первой, чисто математической, из глубинных корней природы возникает это прелестное и благороднейшее искусство»
Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научно-художественного творчества - научно-художественная литература.
2 Выступления учащихся, читают стихотворения VI В Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру . .» и А. Л Чижевского «Солнце», «Космос», «Лобачевский» и др.
III. Учение и творчество
Выступление классного руководителя:
Что нужно для того, чтобы увидеть красоту изучаемых в школе наук, ощутить радость познания? Во-первых, развитое воображение, фантазия, образное мышление. Мы проведем несколько игр для развития ваших творческих способностей, например, «Защита фантастических проектов», «Сказка стала былью» и др
IV. Учение с увлечением.
Классный руководитель знакомит учащихся с рекомендациями но эстетическому самовоспитанию и научной организации трупа (см.: Бондаревский В. Ь. Беседы о самовоспитании. М., 1976; Русаков Б. А. НОТ школьника. М., 1976; Соловейчик С Учение с увлечением. М . 1979. Чирва А Н. Учить учиться М , 1977).
План дальнейшей работы:
1 Организовать встречу с рационализаторами и изобретателями на тему: «Как рождаются открытия?»
2. Провести практическое занятие на тему: «НОТ школьника».
3. В классном уголке оформить рубрики: «Мир наших интересов», «Внимание! Любопытные факты».
4. Провести беседу на тему. «По следам научных открытий» (см.: Мещанский В. Н., Савелова Г.. В. История физики в средней школе. М., 1981; Орлов В Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения Изд. 2-е, М,, 1980).
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел