Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Тема. "Закрепление пройденного. Путешествие в Cтрану литературных героев".
(Комбинированный урок математика – внеклассное чтение)
(Комбинированный урок математика – внеклассное чтение)
Книги и математика.
Часто младшие школьники, приходя в библиотеку, не могут выбрать книгу для чтения. Помочь в этом выборе должен не только библиотекарь, но и педагог. Как ненавязчиво заинтересовать учеников, познакомить их с высокохудожественной детской литературой даже на уроке математики, вы узнаете ,прочитав мою страницу.
Тема. "Закрепление пройденного. Путешествие в Cтрану литературных героев". (Комбинированный урок математика – внеклассное чтение.)
Цели. Закрепить вычислительные навыки в концентре "Тысяча"; познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного чтения; способствовать развитию вычислительных навыков, интереса к художественной литературе, расширению кругозора учащихся; содействовать воспитанию бережного отношения к природе, книге
Оборудование. Книги: Лазарь Лагин. "Старик Хоттабыч", Дж. Родари. "Приключения Чиполлино", Редьярд Киплинг. "Маугли", Алексей Толстой. "Приключения Буратино...", Даниель Дефо. "Робинзон Крузо"; грамзапись "Страна Литературия", магнитофонная запись "Я веселый Чиполлино"; картинки с изображением пантеры и удава; карточки с буквами.
ХОД УРОКА
Тема. "Закрепление пройденного. Путешествие в Cтрану литературных героев". (Комбинированный урок математика – внеклассное чтение.)
Цели. Закрепить вычислительные навыки в концентре "Тысяча"; познакомить учащихся с некоторыми произведениями, предлагаемыми для внеклассного чтения; способствовать развитию вычислительных навыков, интереса к художественной литературе, расширению кругозора учащихся; содействовать воспитанию бережного отношения к природе, книге
Оборудование. Книги: Лазарь Лагин. "Старик Хоттабыч", Дж. Родари. "Приключения Чиполлино", Редьярд Киплинг. "Маугли", Алексей Толстой. "Приключения Буратино...", Даниель Дефо. "Робинзон Крузо"; грамзапись "Страна Литературия", магнитофонная запись "Я веселый Чиполлино"; картинки с изображением пантеры и удава; карточки с буквами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объявление темы урока
Учитель. Сегодня на уроке математики мы совершим путешествие в страну литературных героев.
Звучит грамзапись "Страна Литературия"
III. Проверка домашнего задания
Учитель Первым нас встречает "тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
Учитель Кто это?
Дети. Старик Хоттабыч
Учитель. Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика. Волька выполнял дома № 8 на с. 181, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.
На доске:
85 – 16 х 5 = 345
25 + 90 : 15 = 31
100 – 9 : 13 = 7
8 + 7 х 3 = 29
– Так ли записаны выражения у вас?
Учащиеся исправляют ошибки в первом и третьем примерах
Дети. В первом примере будет ответ 5.
– В третьем примере должны быть скобки: (100 – 9) : 13 = 7.
Учитель. Кто назовет автора этой книги?
Если дети не знают, учитель показывает книгу, дети читают фамилию автора, открывается карточка около фамилии Лагин
IV. Решение примеров
Учитель А это кто нам машет рукой?
У синьора Помидора
Льются слезы от позора.
Не хватай за чубчик длинный
И не трогай...
Дети. Чиполлино
Звучит грамзапись "Я веселый Чиполлино".
Учитель. Освободившись от принца Лимона и синьора Помидора, жители города открыли школу для своих детей. Чиполлино тоже пошел учиться. Однажды он вернулся из школы домой, положил сумку с учебниками и отправился помогать старому отцу. А братья и сестры Чиполлино решили помочь ему. Проверьте, выполнив обратные действия, правильно ли решены примеры.
Дети выполняют проверку в тетрадях, а два ученика – на индивидуальных досках для дальнейшей проверки с классом.
Дети. Ошибка во втором примере: 529 + 321 = 850
– Ошибка в пятом примере: 806 – 724 = 82
Учитель. Кто знает автора книги?
Дети. Родари.
Учитель открывает карточку с буквой около фамилии Родари
Выставить книгу.
V. Упражнение в записи и решении простых уравнений
Учитель. А вот вдалеке мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-хан.
Кто узнал этого мальчика?
Дети. Это Маугли
Учитель. Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи, составив уравнения.
Если длину прыжка пантеры уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнайте длину прыжка пантеры (ответ выразить в дециметрах).
Дети записывают
х – 7 = 5;
х = 5 + 7;
х = 12 м, или 120 дм.
Отрывок читает ученик.
Дети. "Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету... Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна... бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха".
Показ иллюстрации пантеры
Учитель Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить в несколько раз, то получим длину тела Багиры с длиной ее хвоста – 3 м. Узнайте, во сколько раз длина тела Багиры с длиной ее хвоста меньше длины тела Каа.
Показ иллюстрации удава.
Дети записывают
9 : х = 3;
х = 9 : 3;
х = 3 (раза).
– Кто автор книги "Маугли"?
Дети. Киплинг
Учитель открывает карточку около фамилии Киплинг. Выставляет книгу.
VI. Решение задач
Учитель. А это кто идет нам навстречу?
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал...
Д. Буратино
За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь. "Это поле чудес, – сказали они. – Если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет". Сколько монет должно быть на дереве?
Дети. 5 х 3 = 15 (монет).
Учитель Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортиллу. Буратино бросился вплавь. Он может переплыть озеро за 40 мин. Карабас побежал вокруг озера. На это ему потребуется 1 ч 10 мин. На сколько быстрее передвигается Буратино, чем Карабас?
Д. 1 ч 10 мин = 70 мин;
70 – 40 = 30 (мин).
У. Назовите автора
Дети. Толстой
Учитель открывает карточку около фамилии Толстой. Выставляет книгу.
Учитель А вот еще один литературный герой. Это мужчина в английском платье ХVIII в. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей.
О ком идет речь?
Дети. О Робинзоне Крузо
Учитель Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 12 колосков ячменя. Из них он получил 96 зерен, из каждого одинаковое количество. Какой урожай он мог бы получить из 30 колосков ячменя?
Ученик решает у доски:
12 к. – 96 з.;
30 к. – ? з.;
96 : 12 = 8 (з.) – из 1 колоска;
8 х 30 = 240 (з.) – из 30 колосков
– Робинзон решил из полученного урожая 1/4 часть оставить для нового посева, а остальное съесть. Сколько зерен он мог съесть?
Ученик решает у доски:
240 : 4 = 60 (з.) – для посева;
240 – 60 = 180 (з.) – съесть
– Назовите автора книги
Дети. Дефо
Учитель открывает карточку около фамилии Дефо. Выставляет книгу
VII. Итог урока
Учитель. Какие литературные герои помогли нам? Повторите изученный материал
Дети. Хоттабыч, Чиполлино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо
Учитель. Кто нам рассказал о них? Прочитайте фамилии авторов, записанные на доске.
На доске.
Лазарь Лагин.
Джанни Родари.
Редьярд Киплинг.
Алексей Толстой
Учитель. Сегодня на уроке математики мы совершим путешествие в страну литературных героев.
Звучит грамзапись "Страна Литературия"
III. Проверка домашнего задания
Учитель Первым нас встречает "тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
Учитель Кто это?
Дети. Старик Хоттабыч
Учитель. Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика. Волька выполнял дома № 8 на с. 181, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.
На доске:
85 – 16 х 5 = 345
25 + 90 : 15 = 31
100 – 9 : 13 = 7
8 + 7 х 3 = 29
– Так ли записаны выражения у вас?
Учащиеся исправляют ошибки в первом и третьем примерах
Дети. В первом примере будет ответ 5.
– В третьем примере должны быть скобки: (100 – 9) : 13 = 7.
Учитель. Кто назовет автора этой книги?
Если дети не знают, учитель показывает книгу, дети читают фамилию автора, открывается карточка около фамилии Лагин
IV. Решение примеров
Учитель А это кто нам машет рукой?
У синьора Помидора
Льются слезы от позора.
Не хватай за чубчик длинный
И не трогай...
Дети. Чиполлино
Звучит грамзапись "Я веселый Чиполлино".
Учитель. Освободившись от принца Лимона и синьора Помидора, жители города открыли школу для своих детей. Чиполлино тоже пошел учиться. Однажды он вернулся из школы домой, положил сумку с учебниками и отправился помогать старому отцу. А братья и сестры Чиполлино решили помочь ему. Проверьте, выполнив обратные действия, правильно ли решены примеры.
Дети выполняют проверку в тетрадях, а два ученика – на индивидуальных досках для дальнейшей проверки с классом.
Дети. Ошибка во втором примере: 529 + 321 = 850
– Ошибка в пятом примере: 806 – 724 = 82
Учитель. Кто знает автора книги?
Дети. Родари.
Учитель открывает карточку с буквой около фамилии Родари
Выставить книгу.
V. Упражнение в записи и решении простых уравнений
Учитель. А вот вдалеке мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-хан.
Кто узнал этого мальчика?
Дети. Это Маугли
Учитель. Давайте побольше узнаем о его друзьях. Для этого решим задачи, составив уравнения.
Если длину прыжка пантеры уменьшить на 7 м, то получится длина прыжка тигра – 5 м. Узнайте длину прыжка пантеры (ответ выразить в дециметрах).
Дети записывают
х – 7 = 5;
х = 5 + 7;
х = 12 м, или 120 дм.
Отрывок читает ученик.
Дети. "Багира, черная пантера, черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, как у всех пантер, видны на свету... Все в джунглях знали Багиру, и никто не захотел бы становиться ей поперек дороги, ибо она была хитра, отважна... бесстрашна. Зато голос у нее был сладок, как дикий мед, капающий с дерева, а шкура мягче пуха".
Показ иллюстрации пантеры
Учитель Если длину тела удава Каа – 9 м – уменьшить в несколько раз, то получим длину тела Багиры с длиной ее хвоста – 3 м. Узнайте, во сколько раз длина тела Багиры с длиной ее хвоста меньше длины тела Каа.
Показ иллюстрации удава.
Дети записывают
9 : х = 3;
х = 9 : 3;
х = 3 (раза).
– Кто автор книги "Маугли"?
Дети. Киплинг
Учитель открывает карточку около фамилии Киплинг. Выставляет книгу.
VI. Решение задач
Учитель. А это кто идет нам навстречу?
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал...
Д. Буратино
За рассказ о потайной двери в каморке старого папы Карло Буратино получил от Карабаса Барабаса 5 золотых монет. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь. "Это поле чудес, – сказали они. – Если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет". Сколько монет должно быть на дереве?
Дети. 5 х 3 = 15 (монет).
Учитель Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортиллу. Буратино бросился вплавь. Он может переплыть озеро за 40 мин. Карабас побежал вокруг озера. На это ему потребуется 1 ч 10 мин. На сколько быстрее передвигается Буратино, чем Карабас?
Д. 1 ч 10 мин = 70 мин;
70 – 40 = 30 (мин).
У. Назовите автора
Дети. Толстой
Учитель открывает карточку около фамилии Толстой. Выставляет книгу.
Учитель А вот еще один литературный герой. Это мужчина в английском платье ХVIII в. Однажды корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, и человек оказался на необитаемом острове. Там он прожил в одиночестве много лет, затем подружился с туземцем и назвал его Пятницей.
О ком идет речь?
Дети. О Робинзоне Крузо
Учитель Однажды Робинзон Крузо обнаружил около пещеры, где жил, 12 колосков ячменя. Из них он получил 96 зерен, из каждого одинаковое количество. Какой урожай он мог бы получить из 30 колосков ячменя?
Ученик решает у доски:
12 к. – 96 з.;
30 к. – ? з.;
96 : 12 = 8 (з.) – из 1 колоска;
8 х 30 = 240 (з.) – из 30 колосков
– Робинзон решил из полученного урожая 1/4 часть оставить для нового посева, а остальное съесть. Сколько зерен он мог съесть?
Ученик решает у доски:
240 : 4 = 60 (з.) – для посева;
240 – 60 = 180 (з.) – съесть
– Назовите автора книги
Дети. Дефо
Учитель открывает карточку около фамилии Дефо. Выставляет книгу
VII. Итог урока
Учитель. Какие литературные герои помогли нам? Повторите изученный материал
Дети. Хоттабыч, Чиполлино, Маугли, Буратино, Робинзон Крузо
Учитель. Кто нам рассказал о них? Прочитайте фамилии авторов, записанные на доске.
На доске.
Лазарь Лагин.
Джанни Родари.
Редьярд Киплинг.
Алексей Толстой
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел