Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 23 ноября 2024 г.

Сотрудники

  • Курилова Фаина Аглямовна

Ученики

  • Богатырева Мелисса Сергеевна
  • Калимуллина Зайнаб Фаритовна
  • Кузнецов Ренат Рустамович
  • Метелев Артём Олегович
  • Мышкина Василиса Антоновна
  • Халикова Кира Вадимовна
  • Шарафиев Радмир Раушанович

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Классное руководство


ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ?

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.


Но всегда ли мы добиваемся успехов, несмотря на все наши усилия? Всегда ли педагогический труд доставляет нам радость и удовлетворение? От чего это зависит? Попробуем разобраться в этих, отнюдь не праздных вопросах.

В школах немало педагогов с высокой эстетической культурой. Их отличает любовь к искусству, художественному творчеству, высокоразвитый вкус, стремление к постоянному эстетическому самообразованию и самовоспитанию. Талантом делиться своим духовным богатством с учащимися, заражать их своей увлеченностью многие учителя и преподаватели.

Однако надо не только иметь чем делиться, но и знать, как это делается, то есть владеть техникой педагогического общения. Однажды в разговоре с учителями о важности морально-психологического климата в классном коллективе пришлось услышать такие мнения: «Почему я должна заботиться о педагогическом такте, если сами ученики грубят, нарушают дисциплину?», «Меня совершенно не волнует, что думают обо мне ученики. Главное, чтобы была дисциплина и знания», «Кому какое дело до того, как я одета и каким тоном разговариваю с учениками?» Но большая часть педагогов разделила точку зрения А. С. Макаренко, что «... не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало ...»

Давайте посмотрим на себя со стороны, глазами наших учеников. На вопрос «Какой учитель в вашем понимании хороший?» восьмиклассники отвечали: «Справедливый, строгий и добрый. Чтобы умел развеселить класс, если все устали, обладал чувством юмора», «Чтобы был внешне красивым, одет модно, современно и со вкусом», «У учителя должна быть терпеливость по отношению к нам и способность увлечь нас на уроке даже неинтересным материалом». По этим ответам можно судить, какое большое место школьники отводят внешней и внутренней культуре учителя, манере поведения, умению владеть собой, артистизму.

Эстетическое воспитание немыслимо без духовного контакта с учащимися. Но как найти заветный ключик к сердцам ребят, раскрыть огромные резервы их эстетического развития? Ответ может быть только один: изучать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д. Как же выявить потенциальные возможности ученика для развития его эстетических способностей?

Вот возьмем простой пример.

После обеда дети идут на прогулку. В лес далеко ходить не надо, он рядом. Кажется, на первый взгляд, повезло педагогу. Вот она, природа! Но в этом тоже есть свои сложности: дети могут привыкнуть к тому, что их окружает, и перестанут замечать красоту. И каждый раз, выходя со школьниками на прогулку, Галина Семеновна обдумывает, о чем рассказать им сегодня, на что обратить внимание...

Наблюдая за детьми, она обнаруживает, что они по-разному ведут себя в лесу. Несмотря на запрет, Коля уже успел наломать веток, а Таня нарвала букет цветов и несет его учительнице. Саша с восторгом разглядывает муравья, тянувшего свою тяжелую ношу. У Вовы сразу возникает тысяча «почему?», не успеваешь отвечать. Что ни ребенок, то своя реакция на мир. Важно вовремя подметить эти особенности, поощрить одних ребят, тактично сделать замечание другим. Ну а лучше всего, считает Галина Семеновна, дать ребятам задания: «Найдите «удивительное» дерево и объясните свой выбор», «Попробуйте отыскать растение с гармоничным, приятным для глаза, сочетанием цветов, но не рвите его», «Кто больше услышит звуков в лесу?», «Придумайте сказку про лес и лесных обитателей». Какое богатство чувств, фантазии, воображения, наблюдательности выявляет она у своих питомцев!

В классе могут быть дети с недостаточно развитыми художественными способностями. Не стоит отчаиваться! С помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так необходимые во всех видах художественно-творческой деятельности. Например, полезно включить ребят в коллективные творческие дела. Вот некоторые из них: конкурс защиты фантастических проектов, театрализованные споры о каком-либо литературном герое, кинофильме и т. п., этюды на «абсурдные» темы, концерты-экспромты и др. Важно не только открыть в каждом ребенке «художника» и создать условия для развития его природных задатков, но и знать о закономерностях эстетического развития учащихся в разные возрастные периоды.

Младшие школьники уже имеют некоторый опыт художественно-эстетической деятельности, обладают определенным запасом знаний в области искусства, культуры поведения. В их творческих работах (сочинениях, сказках, поделках) проявляется богатство фантазии, воображения, образного мышления. Этому возрасту свойственны пытливость и любознательность, стремление проявить себя в общественной деятельности, в художественном творчестве. Свое отношение к прекрасному они выражают в бурных восторгах, ярких переживаниях. Эстетические предпочтения у них еще недостаточно ярко выражены. Как девочки, так и мальчики с одинаковым удовольствием танцуют, поют, читают стихи, лепят, рисуют, ухаживают за растениями и животными, коллекционируют марки, открытки, репродукции картин. В силу своей эмоциональности и подвижности дети в этом возрасте не способны длительное время слушать музыку, рассматривать картину и т. д., поэтому восприятие искусства у них довольно поверхностное. После просмотра фильма или спектакля они могут пересказать действия отдельных героев, эпизоды, яркие сцены, но не уловить основную идею произведения. Рассматривая картину, они, наоборот, больше внимания уделяют содержанию (что изображено на картине), но еще не способны осмыслить художественные достоинства произведения.

Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.

В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.

Все чаще старших подростков волнуют вопросы: какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов).

Ранняя юность — это период активного формирования мировоззрения, моральных качеств, эстетических вкусов и идеалов. Критическое отношение к миру и самому себе накладывает определенный отпечаток на поведение старшеклассников. Вместо желания «быть, как все» появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность. Они высоко ценят общую культуру и эрудицию своих старших друзей, учителей, доброжелательный, уважительный тон по отношению к ним.


Источник: UROKI.NET



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии