Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Цель урока:
изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции;
уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понятия «катализ», «индгибиторы»;
продолжить обработку навыков работы с лабораторным оборудованием, реактивами;
продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, умение делать выводы;
формировать у учащихся интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать;
умение слышать партнера, уважать чужое мнение.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
- Что изучает химия? Что такое химическая реакция?
Химическая реакция – вот подлинная душа химии. Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете –и в вашем мозгу (голове) совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая вы кладете кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет: произошла химическая реакция. Первобытный человек, который научился разжигать костер, был и химиком. Он провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества газов. Это пример моментально протекающего химического процесса, например, взрыв динамита. Эта реакция – «молния». Есть и реакции «черепахи». В стеклянном сосуде смешаем два газа – Н2 и О2. Сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что Н2 не соединяется с О2. Да нет, соединяется, но только очень медленно.
II. Изучение нового материала.
- Что необходимо для того, чтобы прошла химическая реакция?
Учащиеся выдвигают различные гипотезы, предлагают факторы, которые могут ускорить процесс столкновения и взаимодействия молекул (например, при более высокой температуре молекулы начинают двигаться быстрее, а значит и скорость должна быть быстрее).
Класс делится на группы (постоянные или вновь сформированные).
Каждая группа получает задание и набор реактивов для проверки каждой гипотезы (заранее скорректированное учителем).
I группа.
Карточка. Природа реагирующих веществ.
Налейте в 2 стакана воды. В один стакан поместите стружку железа. Во второй стакан – кусочек Na (натрия).
-Что вы наблюдаете? Найдите элементы Na и Fe в периодической системе, сравните их по активности в вытеснительном ряду. Сделайте выводы.
II группа.
Карточка. Концентрация реагирующих веществ.
Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы. Расплавьте на пламени спиртовки. Что вы наблюдаете? Внесите горящую серу в пробирку с О2 . Сделайте выводы. Где сера сгорит быстрей? Почему?
III группа.
Карточка. Площадь соприкосновения.
Возьмите два одинаковых кусочка мела, один измельчите, положите на руку порошок и кусочек. в каком случае контакт с рукой больше? Почему? Поместите мел в две чашки. Прилейте кислоты. Где процесс закончился раньше? Объясните.
IV группа.
Карточка. Температура.
В две пробирки с Zn прилейте разбавленную серную кислоту. Одну пробирку осторожно подогрейте. Что наблюдаете? Объясните.
V группа.
Карточка. Добавление специальных веществ.
В две пробирки налейте перекись водорода H2О2. В одну добавьте MnO2. Что наблюдаете? Изменился ли оксид марганца после проведения реакции? Какова его роль? Сделайте вывод.
После обсуждения в группах, сделав выводы, учащиеся сообщают о своем решении всему классу. Учитель добавляет сведения о каждом факторе (энергия активации, образование промежуточного соединения с катализатором, имеющим меньшую энергию активации, ингибиторах).
Как измерить скорость химической реакции?
учащиеся записывают формулу.
Vxp= , где ? С = С1-С2
? t = t2 - t2
III. Тренировочные упражнения.
1. Решение задачи из учебника стр. 43, зад.№ 1.
2. Как увеличить скорость химических реакций
2 Hg ===2Рg +O2 – Q
S+ O2 ===SO2 + Q
IV. Организация домашнего задания.
§ 14, стр. 43, № 2.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел