Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Разработка урока истории в 6 классе по теме: "Путешествие в средневековый город"
(повторительно-обобщающий урок)
Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по разделу "Средневековый город в Западной и Центральной Европе в IХ-ХV веках).
повторение, обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме;
развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков;
развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование : карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках", творческие работы учащихся (гербы ремесленников, макет замка ), проект учащегося "Путешествие средневекового торговца", тесты, исторические документы, картины "В мастерской ремесленника", "В средневековом городе ", диск "Виртуальная школа К и М. Средние века" урок 21.
Реквизиты: ложка, вилка, карты, чай, подсвечник,, салфетки, механические часы.
Ход урока
1.Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город , познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем в средневековом университете. А сейчас мы с вами посетим итальянский средневековый город Верону.
2. Видео "Верона" А чем ещё знаменит этот город? (Родина Ромео и Джульетты)
3. Разминка. (работа с терминами)
1. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции. (. Шампань)
2. Человек, который "вышел" из ростовщиков и менял. .( Банкир)
3. То, что производил ремесленник на продажу. .( Товар.)
4. Помощник"- мастера.( Подмастерье)
5. Глава цеха, избиравшийся мастерами. (Старшина.)
6. Правила, обязательные для всех членов цеха.( Устав.)
7. Города, освободившиеся от власти сеньора. .( Коммуна)
8. Человек, живущий за счет денежных процентов. .( Ростовщик)
9 Здание городского совета. . (Ратуша)
10. Союз мастеров-ремесленников одной специальности (Цех.)
Почему и как возникали средневековые города ?
1. Успехи в хозяйстве (новые орудия труда, увеличилось количество распаханных земель, возросла урожайность)
2.Отделение ремесла от с/х.
3.Рост потребностей в изделиях ремесленников.
4. Увеличилась плотность населения.
3. Работа с картой.
Где возникали средневековые города? Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" брод, "хафен" гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" мост, "честер" (от латинского "каструм") лагерь.)
4. Расскажите как выглядело жилище феодала. (Макет ", сделанный группой учащихся "Средневековый замок")
5. Специализация городов. Работа с историческим источником.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопросы.
"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."
Вопрос:
1. При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?
Задание 2. Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1201 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
6. "Путешествие средневекового торговца в Константинополь."
(Презентация проекта, сделанного учащимся предварительно.)
2. Беседа по проекту
- Что обозначала средневековая поговорка "Что с возу упало, то пропало"? (Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.)
- Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)
- Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)
- Что такое гильдия? (Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.)
3. Работа с исторической картой (с. 106-107 А-Д).
- Внимательно рассмотрите легенду карты. Скажите, каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите некоторые из них. (Синим кружочком. Регенсбург, Аугсбург, Брюссель, Антверпен и т. д.)
- По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма? (По Средиземному морю. По Черному морю.)
- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Это был путь по Северному и Балтийскому морям.)
- Назовите крупнейшие ярмарки и торги. (Париж:, Вена, Милан, Москва, Новгород и т. д.) 7.Ремесло.Ремесленная мастерская.
ЗАДАНИЕ.
Представь, что ты - владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда используешь? Какое сырье?( Работа по картине.) Отгадайте, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?(гербы на доске)
Задание 3. Прочти "Статут ткачей шерсти" и ответь на вопросы. Статут ткачей шерсти
1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.
15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
17. Старшина и двое" присяжных
должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок*.
34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы
2. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
3. Кто мог работать в мастерской?
Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
Чем объяснить предписания, связанные со сроками ученичества?
Как устав предписывает наказывать нарушителей?
Индивидуальная работа
Задание 4 . Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но,подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".
Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ? (Совет не разрешил строить колесо, ибо в результате использования машины эффективность труда бы увеличилась, и многие сукнопрядильщики остались без работы. Документ отражает консерватизм цехового производства и самосознания ремесленников. Они не стремились всеми силами улучшить процесс производства шелка. Их устраивали традиционные методы производства, они были заинтересованы в социальном спокойствии внутри цеха и равенстве доходов его членов.)
- Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?
8. Университеты.
Просмотреть видео. "Университет в Праге."
Вопрос: Как называется особая группа людей, занятых умственных трудом?
(Интеллигенция). Мы незаметно подошли к теме образования в средние века. Очень часто оно носило поверхностный характер, с точки зрения современного человека, в системе средневекового образования было много лишнего, искусственного и странного. Уже тогда образование подвергалось насмешкам, что нашло отражение и в литературе, например, в немецком народном романе о похождениях Уленшпигеля, отрывок из которого вы сейчас и увидите.
Сценка "Уленшпигель и ректор в университете"
Ректор. Уленшпигель, извольте четко и доступы отвечать на вопросы. Вопрос первый: сколько бочек воды в море? Если вы не сумеете ответить на этот вопрос мы осудим вас и ославим как невежду и оскорбителя науки.
Уленшпигель. Достопочтенный господин ректор, прикажите остановиться другим водам, которые со всех концов текут в море. Тогда я измерю, докажу и скажу всю правду об этом, что нетрудно сделать.
Ректор (замявшись). Ну что ж, я беру назад свой вопрос, ибо вижу, что вы человек хитрый. Ответьте-ка на другой вопрос: сколько дней прошло со времен Адама и до сего дня?
Уленшпигель. Всего семь дней. А когда они кончились, начались другие семь. И так до скончания мира.
Ректор. Отвечай мне быстро на третий вопрос, негодный человек: где середина земли?
Уленшпигель. Совсем близко. Когда говорят или кричат на небе, здесь, внизу, хорошо слышно. Заберитесь наверх, а я тут внизу покричу негромко, это вы должны будете слышать, а если не услышите, тогда я ошибся.
Ректор. Ну что ж, примем и этот ответ за невозможностью проверить. Как велико небо? Знаешь ли?
Уленшпигель. В нем тысяча сажень ширины и тысяча локтей высоты, в этом я не ошибусь. Если вы не хотите мне верить, уберите с неба солнце и луну и все звезды, перемерьте хорошенько, тогда вы увидите, что я прав, хотя вам это не очень нравится.(Ректор в гневе срывает с себя шапку, бросает ее и убегает.)
Итак, вам теперь предстоит ответить на следующий вопрос: Кто такой магистр? (Варианты ответов: 1. Один из знаменитых авторов рыцарских романов. 2. Низшее звание, которое мог получить студент университета. 3. Ученое звание, которое мог получить студент после окончания университета.) 3.
А сейчас прослушаем анонимную латинскую песню XII столетия, вышедшая из студенческой среды. "ОСТАВИМ ЗАНЯТИЯ"
Бросим все премудрости,
По боку ученье!
Наслаждаться в юности
Наше назначение.
Только старости пристало.
К мудрости влечение,
Быстро жизнь уносится;
Радости и смеха
В молодости хочется;
Книги лишь помеха.
Вянут годы вешние,
Близятся осенние;
Жизнь все безутешнее,
Радостей все менее.
Нам ли, чьи цветущи годы,
Над книгою сутулиться?
Нас девичьи хороводы
Ждут на каждой улице.
Комментарий учителя:
- Хоть и прошло с тех пор более 9 веков но мало что изменилось, между средневековыми и современными студентами сохранилось много общего.
9. Санитарное состояние городов.
Как выглядел город изнутри ? Работа с картиной. Сообщение ученика Средневековый город В долгие месяцы осени и зимы город рано погружался во мрак. В Кельне в XIV веке светились лишь три фонаря: один у думы, другой НА МАРСОВОМ поле, третий у монастыря. Домовладельцев обязывали вывешивать фонари у своих домов лишь в особых случаях: при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей либо при нарушениях общественной безопасности. Во Франкфурте кое-где на перекрестках улиц устанавливали железные ящики, в которых по временам жгли серу и еловые ветки. Горожанин, вынужденный вечером выйти из дому, не полагался на уличное освещение. Он вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было плащом защищать от ветра. Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Садовники, Красильщики, Кожевники, Седельщики - таковы наименования улиц, не требующие пояснений. Иногда улицы были обязаны своим названием тем иностранцам, "гостям", которые часто посещали город: Английская улица в Любеке, Ломбардская в Базеле, Русская во Вроцлаве. Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Мы уже знаем, что сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому просто прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: "Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа...". Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тесом или соломой, реже - более дорогой черепицей.
Только отдельные здания, принадлежавшие городским патрициям, дворянам да богатым купцам, были каменные.
При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу и соприкасались легко воспламенявшиеся кровли, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, которым общими силами боролись все граждане .
Сообщение о чуме и лечении в средние века.(карта распространения чумы, Вид госпиталя) Задание Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
- Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третий этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые же этажи построены с соблюдением требуемых норм.)
10.Городская культура.
Видео" Часы на городской ратуше"
Входят "слуги" и раскладывают на столе реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, механические часы, салфетки, чай, игральные карты.
- Первое задание за одну минуту определить, что из разложенного на столе не могло находиться на пиру в средневековом замке. (Ответ: карты (изобретены позднее), чай, салфетки, механические часы и вилки. Каждый правильный ответ 1 очко.)
- Обратите внимание на эту свечу (показывает свечу с нанесенными на нее делениями). Зачем на свече деления? (Ответ: чтобы следить за временем; каждое деление соответствует 2 часам 2 очка.)
-Следующий вопрос нашим гостям: как будет вымыта посуда? (Ответ: никак, грязные тарелки чистили с помощью песка и травы.)
- В средние века, как известно, не было холодильников. Как же хранилась пища? (Ответ: мясо хранили в соли, овощи просушивали и мариновали.)
- Из чего сделано большинство тарелок на столе: из фарфора, серебра или хлеба? (Ответ: из хлеба, т. к. серебряная посуда была очень дорогой.)
11.Развлечения.
Как развлекались в средние века? (турниры, театры, маскарады) 12. Тестирование по компьютеру -1 человек ,остальные по листочкам.(см.приложение) (. Отгадай шарады Первый слог - кусок земли, второй - мычание коровы, третий -предлог, целое - свободный средневековый город. (Ком-му-на.) Первое - бог солнца в Египте, второе - короткое торжественное музыкальное приветствие, третье - начальная буква алфавита, целое - здание городского совета в средневековом горож (Ра-туш-а.)
Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают к стойкой, второе - русское национальное блюдо, третье - предлог с целое - одна из феодальных повинностей. (Бар-щи-на.)) IV.Итог урока. Оценки. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили , закрепили материал по теме "Средневековый город " Побывали в средневековой Вероне, Пражском университете, мастерской ремесленника, путешествовали в Константинополь с торговцем Франсуа, познакомились с разными сторонами жизни города. Ответьте на вопрос : "А вы сами хотели бы жить в средневековом городе?"
Приложение
Работа с историческими источниками.
Задание 1. Прочти отрывок из права города Дибурга (1194 1198 гг.) о городских свободах и ответь на вопрос.
"Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там один год и один день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям..."
Вопрос:
1.При каких условиях крепостной крестьянин обретал в городе личную свободу?
Задание 2. Реши историческую задачу.
Задача 1.
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида, Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, Он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
Задание 3. Прочти "Статут ткачей шерсти" и ответь на вопросы.
1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
8. Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться -4 парижским ливрам... Или на 7 лет без денег.
15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
17. Старшина и двое" присяжных должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок.
34. Старшина и присяжные должны... разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику. Вопросы
1. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
2. Кто мог работать в мастерской?
3. Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
4. Как устав предписывает наказывать нарушителей?
Задание 4 . Ответить на вопрос.
В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем е, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, когда-либо впоследствии".
Вопрос: Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ?
Задание 5 Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие?
Задание 6. Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы - например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осел, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
Как обходили эти запреты хитрые горожане?
Вариант I
1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:
а) успехи в хозяйстве;
б) отделение ремесла от сельского хозяйства;
в) правильно только б);
г) правильно а) и б).
2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:
а) монополия;
б) коммуна;
в) фортуна.
3. Орган управления городом, избираемый горожанами?
а) совет народных депутатов;
б) ратуша;
в) городской совет;
г) совет ремесленников.
4. Что такое цех?
а) место добычи сырья;
б) место обработки сырья;
в) союз ремесленников одной специальности.
5. Кто являлся хозяином мастерской?
а) цех;
б) цеховой старшина;
в) мастер.
6. Что такое гильдия? а) союз старшин;
б) союз купцов;
в) союз правителей.
Вариант П
1. Название управления городов, жители которых победили сеньора?
а) самоопределение;
б) самовыражение;
в) самоуправление.
2. Глава городского совета в Англии и Франции?
а) мэр;
б) пэр;
в) сэр;
г)райтман;
д) верно а) и б).
3. Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха?
а) устав;
б) программа;
в) приказ;
г) уложение.
4. Что такое банк?
а) хранилище больших сумм денег;
б) место работы менял;
в) место торговли купцов.
5. Что называется товаром?
а) вещь, изготовленная на продажу;
б) вещь, изготовленная для собственного пользования;
в) вещь, которая изготовленная для подарка.
6. Что такое ярмарка?
а) большая площадь;
б) ежегодный торг;
в) место сбора налогов.
7. Здание городского совета в средневековом городе?
а) мэрия;
б)сенат;
в) ратуша
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел