Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Урок чтения в 1 классе.
Тема: Хакасская народная сказка «Как ласточка огонь добывала».
Цель: Знакомство с устным народным творчеством, культурой родного края, с обычаями хакасского народа.
Задачи:
1. Знакомство с хакасской народной сказкой «Как ласточка огонь добывала».
2. Знакомство с обычаями хакасского народа.
3. Воспитание на национальных традициях своего народа; чувства любви к малой родине, доброты, желания помочь другому.
Оборудование: текст хакасской сказки, юрта, иллюстрация с украшением ласточки, трафареты ласточки на партах у каждого ребёнка, магнитофонная запись с хакасской музыкой, голосами птиц.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Сказка в гости к нам пришла,
в мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем.
2. Постановка учебной задачи урока.
-Наш хакасский поэт Анатолий Викторович Килижеков написал загадку:
Белогрудая красавица
С дивным звонким голоском.
На рассвете просыпается,
Засыпает вечерком.
-Как называется эта птичка? (ласточка)
- Сегодня мы познакомимся с хакасской народной сказкой «Как ласточка огонь добывала», главный герой сказки – ласточка.
3. Открытие новых знаний.
А) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название сказки.
- Кто автор сказки?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Прочитайте ключевые слова: ласточка, юрта, огниво, той-пир, перестригла крылышками, смышлёная (слова на доске).
- Давайте попробуем догадаться, о чём будем читать? (предположения ребят: наверное, речь пойдёт о ласточке).
- Кто герои сказки? (ласточка)
- Как будут развиваться события? (предложения детей)
- Трудно предположить, и чтобы до конца разобраться, нужно прочитать текст.
Б) Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.
Дети читают про себя, проверяя предположения. Затем читают вслух, с попутным комментированием учителя.
После 1-го абзаца:
- Какие слова рассказывают нам о том, что произошла эта история очень давно? (когда-то, совсем уже в очень седые времена…)
- Что такое огниво?
- Кто такой Ирлик – хан? (подземный властитель)
- Каким вы себе его представляете?
После 2-го, 3-го абзаца:
- Почему птица Хасхалых выбрала именно Ласточку? (самая быстрая, смышлёная)
После 4-го абзаца:
- С помощью каких трёх предметов Ирлик-Хан разводил костёр? (с помощью кусочка кремня, обломка стали, высушенного берёзового нароста- трута).
- Как кожаный мешочек оказался у ласточки? (Летела ласточка вокруг Ирлик-Хана, перестригла на лету своими крылышками шнурок, на котором висел мешочек с огнивом)
Вопросы ко всему тексту:
- Какова главная мысль сказки?
- Какой вы представляете ласточку?
- Эта сказка весёлая или грустная?
Выразительное чтение сказки.
В) Работа с текстом после чтения.
- Какой момент сказки был самым захватывающим?
- К какой части текста нарисована иллюстрация?
- Составьте диафильм к тексту.
4. Творческая работа.
- У вас на парте трафарет ласточки. Но она не разукрашена. Раскрасьте ласточку именно такой, какой вы её себе представили. А пока вы рисуете, прослушайте весёлую праздничную музыку, которая играла на той-пире (хакасский народный праздник) в честь ласточки.
- Рисунки ласточек прикрепим на доску.
- Каким красивым и нарядным стал наш класс!
- Расскажите о вашей ласточке. Какая она?
- На уроке труда мы делали для гостей подарки – пого – хакасский оберег. По хакасскому обычаю, в домах, в которых есть такой оберег, жителям этого дома сопутствует удача, счастье. Мы тоже всем гостям, кто посетил наш класс, желаем счастья, удачи и дарим вам пого – хакасский оберег.
5. Итог урока.
- Понравился ли вам урок, ребята?
- Дома расскажите сказку родителям.
Как ласточка огонь добывала.
(Хакасская народная сказка)
Когда-то, совсем уже в седые времена, Люди не умели добывать огонь. Слышали, что у Ирлик-Хана, подземного властителя, есть какое-то огниво, с помощью которого можно высечь огонь. Но как оно устроено, никто не знал.
Упросили люди птицу Хысхылых, которую ещё называют Райской птицей, выбрать из птиц самую быструю и самую смышленую и послать её в подземное царство на разведку. Она должна была разведать про огниво и нельзя ли его похитить у Ирлик-Хана. Выбор птицы Хысхылых пал на Ласточку.
Быстрее всех птиц летает Ласточка, быстрее всех соображает. Она может достать людям у Ирлик-Хана его огниво.
Ласточка прилетела в подземное царство и увидела, как Ирлик-Хан разводил огонь с помощью трёх предметов – кусочка кремня, обломка стали и высушенного берёзового нароста – трута, как складывал их в один кожаный кошелёк и подвешивал на пояс, приговаривая:
Сталь, кремень, зелёный
Трут – все на поясе живут…
Стала Ласточка носиться вокруг Ирлика-Хана. Носилась Ласточка, носилась да и перестригла на лету своими крылышками шнурок, на котором висел мешочек, и была такова.
Когда Ласточка вручила огниво людям, они высекли огонь и справили той-пир в честь этого события. И, конечно, в честь Ласточки, перед которой открылись двери всех юрт.
Задачи:
1. Знакомство с хакасской народной сказкой «Как ласточка огонь добывала».
2. Знакомство с обычаями хакасского народа.
3. Воспитание на национальных традициях своего народа; чувства любви к малой родине, доброты, желания помочь другому.
Оборудование: текст хакасской сказки, юрта, иллюстрация с украшением ласточки, трафареты ласточки на партах у каждого ребёнка, магнитофонная запись с хакасской музыкой, голосами птиц.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Сказка в гости к нам пришла,
в мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем
Свои знания покажем.
2. Постановка учебной задачи урока.
-Наш хакасский поэт Анатолий Викторович Килижеков написал загадку:
Белогрудая красавица
С дивным звонким голоском.
На рассвете просыпается,
Засыпает вечерком.
-Как называется эта птичка? (ласточка)
- Сегодня мы познакомимся с хакасской народной сказкой «Как ласточка огонь добывала», главный герой сказки – ласточка.
3. Открытие новых знаний.
А) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название сказки.
- Кто автор сказки?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Прочитайте ключевые слова: ласточка, юрта, огниво, той-пир, перестригла крылышками, смышлёная (слова на доске).
- Давайте попробуем догадаться, о чём будем читать? (предположения ребят: наверное, речь пойдёт о ласточке).
- Кто герои сказки? (ласточка)
- Как будут развиваться события? (предложения детей)
- Трудно предположить, и чтобы до конца разобраться, нужно прочитать текст.
Б) Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.
Дети читают про себя, проверяя предположения. Затем читают вслух, с попутным комментированием учителя.
После 1-го абзаца:
- Какие слова рассказывают нам о том, что произошла эта история очень давно? (когда-то, совсем уже в очень седые времена…)
- Что такое огниво?
- Кто такой Ирлик – хан? (подземный властитель)
- Каким вы себе его представляете?
После 2-го, 3-го абзаца:
- Почему птица Хасхалых выбрала именно Ласточку? (самая быстрая, смышлёная)
После 4-го абзаца:
- С помощью каких трёх предметов Ирлик-Хан разводил костёр? (с помощью кусочка кремня, обломка стали, высушенного берёзового нароста- трута).
- Как кожаный мешочек оказался у ласточки? (Летела ласточка вокруг Ирлик-Хана, перестригла на лету своими крылышками шнурок, на котором висел мешочек с огнивом)
Вопросы ко всему тексту:
- Какова главная мысль сказки?
- Какой вы представляете ласточку?
- Эта сказка весёлая или грустная?
Выразительное чтение сказки.
В) Работа с текстом после чтения.
- Какой момент сказки был самым захватывающим?
- К какой части текста нарисована иллюстрация?
- Составьте диафильм к тексту.
4. Творческая работа.
- У вас на парте трафарет ласточки. Но она не разукрашена. Раскрасьте ласточку именно такой, какой вы её себе представили. А пока вы рисуете, прослушайте весёлую праздничную музыку, которая играла на той-пире (хакасский народный праздник) в честь ласточки.
- Рисунки ласточек прикрепим на доску.
- Каким красивым и нарядным стал наш класс!
- Расскажите о вашей ласточке. Какая она?
- На уроке труда мы делали для гостей подарки – пого – хакасский оберег. По хакасскому обычаю, в домах, в которых есть такой оберег, жителям этого дома сопутствует удача, счастье. Мы тоже всем гостям, кто посетил наш класс, желаем счастья, удачи и дарим вам пого – хакасский оберег.
5. Итог урока.
- Понравился ли вам урок, ребята?
- Дома расскажите сказку родителям.
Как ласточка огонь добывала.
(Хакасская народная сказка)
Когда-то, совсем уже в седые времена, Люди не умели добывать огонь. Слышали, что у Ирлик-Хана, подземного властителя, есть какое-то огниво, с помощью которого можно высечь огонь. Но как оно устроено, никто не знал.
Упросили люди птицу Хысхылых, которую ещё называют Райской птицей, выбрать из птиц самую быструю и самую смышленую и послать её в подземное царство на разведку. Она должна была разведать про огниво и нельзя ли его похитить у Ирлик-Хана. Выбор птицы Хысхылых пал на Ласточку.
Быстрее всех птиц летает Ласточка, быстрее всех соображает. Она может достать людям у Ирлик-Хана его огниво.
Ласточка прилетела в подземное царство и увидела, как Ирлик-Хан разводил огонь с помощью трёх предметов – кусочка кремня, обломка стали и высушенного берёзового нароста – трута, как складывал их в один кожаный кошелёк и подвешивал на пояс, приговаривая:
Сталь, кремень, зелёный
Трут – все на поясе живут…
Стала Ласточка носиться вокруг Ирлика-Хана. Носилась Ласточка, носилась да и перестригла на лету своими крылышками шнурок, на котором висел мешочек, и была такова.
Когда Ласточка вручила огниво людям, они высекли огонь и справили той-пир в честь этого события. И, конечно, в честь Ласточки, перед которой открылись двери всех юрт.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел