Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Урок – путешествие по частям речи. 3 класс
- У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи.
Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?
- Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда… и т.д.
- У. А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо?
- У. Багаж знаний.
- У. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие называется «Разминка».
Какое сегодня число? (Запись числа.) Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.
- Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.
(На доске записано деформированное предложение)
За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом.
Задание: Составьте предложение из данных слов.
«Далеко за молодым лесом послышались раскаты грома».
Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание».
Задание: Ещё раз прочитайте это предложение и запомните его. Письмо по памяти.
Дети пишут предложение по памяти.
Задание: Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении?
(Наречие, предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное и существительное).
Ребята, каких частей речи здесь больше всех?
- Д. Существительных.
Следующая наша остановка называется «Имя существительное».
- У. Что такое имя существительное?
- Д. Существительное – это часть речи.
- Д. Она отвечает на вопросы: Кто? Что?
- Д. Обозначает предмет.
- У. Ребята, что вы ещё знаете об имени существительном?
- Д. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам.
- Д. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
- У. Ребята, давайте снова вернёмся к нашему предложению. Найдите в предложении имя существительное в именительном падеже.
- Д. Раскаты.
- У. Просклоняйте это существительное.
- Д. И.п. – Кто? Что? - раскаты
Р. п. – Кого? Чего? – раскатов
Д. п. – Кому? Чему? – раскатам
В. П. – Кого? Что? – раскаты
Т. П. – Кем? Чем? – раскатами
П. п. – О ком? О чём? – о раскатах
- У. Молодцы. А теперь найдите в этом предложении прилагательное.
- Д. Молодым.
- У. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное?
- Д. Это часть речи.
- Д. Оно отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- Д. Обозначает признак предмета.
- У. Что вы ещё знаете об имени прилагательном?
- Д. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Д. В предложении являются второстепенным членом предложения.
- Д. Согласуются с существительным в роде, числе и падеже.
- У. Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер – прилагательные в мужском роде и запишите их.
- Д. Природный (газ), рыбный (суп), тополиный (пух), ветреный (день).
- У. Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется – «Загадки».
Дети делятся на 3 группы. Каждой группе даётся определённое слово существительное, по которому они должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово – «собака», второй – «яблоко», третьей – «дом».
- Д. Собака – добрая, злая, большая, маленькая, породистая, охотничья, сторожевая и т.д.
Яблоко – круглое, сладкое, кислое, зелёное, сочное, вкусное и т.д.
Дом – деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.
У какой группы будет больше прилагательных, со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко.
Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.
- У. Что такое глагол?
- Д. Это часть речи.
- Д. Он обозначает действие предмета.
- Д. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?
- Д. Изменяется по числам, родам.
- Д. В предложении является сказуемым.
- Д. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее.
- Д. Также бывает неопределённой формы и ещё есть возвратные глаголы.
- У. Ребята, у нас на пути есть одно препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое выражение.
1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)
2) «Как в воду канул» (Исчез)
3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)
Дети читают свои глаголы, которые записали.
- У. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.
1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.
2. Запишите антоним к слову «до свидание».
3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.
4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Ответы:
1. Приветливый.
2. Здравствуйте.
3. Прекрасная.
4. Народ.
5. Коллектив.
- У. Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.
Подведение итогов. Спасибо всем за работу.
- Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда… и т.д.
- У. А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо?
- У. Багаж знаний.
- У. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие называется «Разминка».
Какое сегодня число? (Запись числа.) Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.
- Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.
(На доске записано деформированное предложение)
За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом.
Задание: Составьте предложение из данных слов.
«Далеко за молодым лесом послышались раскаты грома».
Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание».
Задание: Ещё раз прочитайте это предложение и запомните его. Письмо по памяти.
Дети пишут предложение по памяти.
Задание: Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении?
(Наречие, предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное и существительное).
Ребята, каких частей речи здесь больше всех?
- Д. Существительных.
Следующая наша остановка называется «Имя существительное».
- У. Что такое имя существительное?
- Д. Существительное – это часть речи.
- Д. Она отвечает на вопросы: Кто? Что?
- Д. Обозначает предмет.
- У. Ребята, что вы ещё знаете об имени существительном?
- Д. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам.
- Д. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
- У. Ребята, давайте снова вернёмся к нашему предложению. Найдите в предложении имя существительное в именительном падеже.
- Д. Раскаты.
- У. Просклоняйте это существительное.
- Д. И.п. – Кто? Что? - раскаты
Р. п. – Кого? Чего? – раскатов
Д. п. – Кому? Чему? – раскатам
В. П. – Кого? Что? – раскаты
Т. П. – Кем? Чем? – раскатами
П. п. – О ком? О чём? – о раскатах
- У. Молодцы. А теперь найдите в этом предложении прилагательное.
- Д. Молодым.
- У. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное?
- Д. Это часть речи.
- Д. Оно отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- Д. Обозначает признак предмета.
- У. Что вы ещё знаете об имени прилагательном?
- Д. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Д. В предложении являются второстепенным членом предложения.
- Д. Согласуются с существительным в роде, числе и падеже.
- У. Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер – прилагательные в мужском роде и запишите их.
- Д. Природный (газ), рыбный (суп), тополиный (пух), ветреный (день).
- У. Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется – «Загадки».
Дети делятся на 3 группы. Каждой группе даётся определённое слово существительное, по которому они должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово – «собака», второй – «яблоко», третьей – «дом».
- Д. Собака – добрая, злая, большая, маленькая, породистая, охотничья, сторожевая и т.д.
Яблоко – круглое, сладкое, кислое, зелёное, сочное, вкусное и т.д.
Дом – деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.
У какой группы будет больше прилагательных, со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко.
Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.
- У. Что такое глагол?
- Д. Это часть речи.
- Д. Он обозначает действие предмета.
- Д. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?
- Д. Изменяется по числам, родам.
- Д. В предложении является сказуемым.
- Д. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее.
- Д. Также бывает неопределённой формы и ещё есть возвратные глаголы.
- У. Ребята, у нас на пути есть одно препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое выражение.
1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)
2) «Как в воду канул» (Исчез)
3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)
Дети читают свои глаголы, которые записали.
- У. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.
1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.
2. Запишите антоним к слову «до свидание».
3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.
4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Ответы:
1. Приветливый.
2. Здравствуйте.
3. Прекрасная.
4. Народ.
5. Коллектив.
- У. Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.
Подведение итогов. Спасибо всем за работу.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел