Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Урок литературного чтения, 2класс
Тема урока: "Царство Мороза Ивановича"
Цели урока:
- Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению
- Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:
а) анализ сюжета
б) выборочное чтение
в) просмотровое чтение
г) чтение про себя
- Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность
- Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и театрального искусства.
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор, презентации.
2.Музыкальные произведения: А. Вивальди "Зима", П.И.Чайковский "Январь. У камелька" (из цикла времена года)
3.Художественные фотографии русской зимы.
4.Иллюстрации к произведениям, модели обложек книг, наборы для моделирования.
5.Карточки с заданиями.
6.Кукольный театр "Мороз и Морозец".
7.Детские книги.
8.Выставка: "Поэтический словарь", "Словарь сказочных слов", книги-самоделки, модели обложек.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- приветствие.
- эмоциональный настрой
-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
-Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
2.Актуализация знаний.
-Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?
-Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке? (теплая, добрая, прекрасная…)
-Сегодня мы будем говорить о зиме. Вы прочитали много произведений о зиме, и мы вспомним некоторые из них.
3. Литературный диктант
4.Проверка домашнего задания (Беляков И. "О чём ты думаешь, снегирь?")
Оценку ученики делают словесно: "Например, Катя читала четко, соблюдала правильный тон. Обращала внимание на знаки препинания и выделяла их голосом, не сделала ни одной ошибки (или: допустила ошибку в произношении слова "чтобы" [чтобы], надо читать [штобы]".
Итог проверки.
-Кто рассказал стихотворение без ошибок - молодцы. У кого были ошибки - постарайтесь в следующий раз исправить их.
5 Повторение.
а) Работа с детской книгой
Группы учеников (по 4 человека в группе) получают комплекты детских книг. Каждый ученик должен выбрать из стопки книг 1 (с произведениями о зиме), объяснить, почему он считает, что в этой книге - произведения о зиме, назвать автора (если есть), название произведения, жанр.
б) Угадай произведение по плану, по имени главного героя.
ПЛАН 1.
1.Сколько детей было у Деда Мороза?
2.Что сделал Ветер?
3.Какую работу сделал Лёд?
4.О чём говорил Иней?
5. (р.н.с. Дети Деда Мороза)
ПЛАН 2
1.Беляки-зайцы.
2.Охотник.
3. (Соколов-Микитов И. зима в лесу)
ПЛАН 3
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
Февральский снег.
4.(Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 4
1.Ноги промочил.
2.Всем вам Крышка
3. (Шим Э. Всем вам крышка)
Учащиеся работают по группам.
I группа -название произведения
II группа - жанр, тема
III группа - автор
IV группа - озаглавьте последний пункт плана.
ГЕРОИ:
-Морозко (Шим Э. Всем вам крышка)
-Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка (р.н.с. Дети Деда Мороза)
-Снегурочка (Даль В. Девочка Снегурочка, р.н.с. Снегурочка)
-Чук и Гек (Гайдар А. Ёлка в тайге)
-Мороз Иванович (Одоевский В. В гостях у дедушки Мороза)
-охотник (Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
-Катя, Коля, Саша, Женя (Сутеев В. Снежный зайчик)
-белочка (Скребицкий Г., Чаплина В. Как белочка зимует)
-снегирь (Беляков И. О чём ты думаешь, снегирь?)
-ёлочка (Маршак С. Декабрь)
I группа -название произведения
II группа - жанр
III группа - тема
IV группа - автор
в) Из какого произведения этот отрывок?
Читаю отрывок. Учащиеся работают в группах.
I группа -название произведения
II группа - жанр, тема
III группа - автора
IV группа - читает продолжение этого отрывка, найдя его в своих учебниках.
г) "Укрась ёлочку"
(Из карточек с названиями произведений о зиме на доске составлены ёлочки. Каждая группа украшает свою ёлочку, размещая на "ветках" - заместителей жанров и тем)
д) Работа с иллюстрациями
Показываю иллюстрации к произведениям. (см. презентацию). Учащиеся работают в группах.
I группа -название произведения
II группа - жанр, тема
III группа - автора
IV группа - находит и зачитывает отрывок из произведения, подходящий к этой иллюстрации.
е) "Собери цепочку"
фамилия писателя - имя, отчество писателя - название произведения -
книжка-самоделка?
Физ. минутка.
Не боимся мы пороши -
Ловим снег хлопком в ладоши
Руки в стороны по швам
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу
Проложи себе дорогу.
-Ну что ж присядьте, немножко отдохнем.
Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
6. Спектакль "Мороз и Морозец"
7. Творческая работа:
I группа - чтение по ролям сказки "Мороз и Морозец" (подготовка)
II группа - изготовление модели обложки сказки "Мороз и Морозец" (на обратной стороне листа можно сделать иллюстрацию)
III группа - изготовление книжки-самоделки "Мороз и Морозец"
8. Подведение итогов.
Продолжи предложение:
1.Я выполнил правильно…
2.Я доволен своей работой, потому что…
3.Я допустил ошибку…
Расскажи об этом:
1.Это я знаю и могу выполнить…
2.Этого я ещё не знаю (не умею)…
9. Рекомендации для самостоятельной работы:
I вариант - придумать свою сказочную историю о Снегурочке или деде Морозе.
II вариант - принять участие в создании и оформлении "Словаря "зимних" слов".
III вариант - найди в библиотеке книги о зиме. Прочитай одну из них. Принеси в класс. Расскажи о прочитанном.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел