Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Урок математики в 1 классе
Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, А.С.Акрамова
Тема: Задача
Задачи:
1. Ввести термины, связанные с понятием "задача", продолжать знакомить с краткой записью условия задачи, познакомить с этапами исследования;
2. Развивать мышление, вычислительный навык, внимание, умение ставить вопросы и находить на них ответы;
3. Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный
Оборудование: карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, шапочка магистра, тексты задач
Ход урока:
1.Организация класса. Разминка:
- Сколько хвостиков у 4 щенят?
- Назовите второй день недели.
- Сколько месяцев длится лето?
- Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?
- Чего больше на лугу: цветов или ромашек?
- Что общего у снега и одеяла?
2. Устный счет
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад.
1) Задачи в стихах
а) На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
в) 6 орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)
г) Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
А скольким еще не спится? (5)
д) Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать
3 да 2, конечно, + (5).
Только знаешь в чем секрет?
У жилета нет манжет!
2) Местоположение чисел
- Покажите "соседей" чисел 5, 7, 9, 6, 2.
3) Игра "Секретик" (показываю выражение на карточке, дети считают в уме. Кто первым решил - подбегает ко мне, шепчет "по секрету" мне на ухо ответ.Если правильный ответ, стоит рядом со мной и принимает ответы других учеников. если ответ неверен, возвращается на место и решает снова)
5 + 4 - 3 + 1 = ? 7
10 - 5 + 2 - 4 = ? 3
8 - 4 - 3+ 7 = ? 8
3. Сообщение темы
- Сегодня мы работаем по теме "Задача". На уроке мы проведем исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача".
4. Работа по теме урока
- Исследование проводится поэтапно. На отдельных листочках мы делаем записи, как настоящие исследователи. Записи можно делать сокращенно, но так, чтобы вам самим было понятно, что записано. Итак, пишем первое слово: ЗАДАЧА.
1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!")
- Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову?
(текст, числа, вопрос) Как вы думаете, на какой из этих карточек написана задача?
Мама принесла 5 конфет. 3 конфеты она отдала детям.
На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?
В пачке было 10 вафель. За завтраком дети несколько штук съели. Сколько вафель осталось?
- Почему вы так думаете? (есть то, что известно и есть вопрос - то, что нужно найти)
- Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС)
- Давайте проверим это знание вторым этапом.
2 этап - "Спросить у другого человека" (на листке нарисован профиль человека)
- Задайте нашим гостям вопросы по теме урока.
3 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги)
- Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника)
С.80 - Исследуйте эту страницу и найдите подсказку.
- Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА.
- О каких других составных частях задачи вы узнали из учебника? (РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ)
- Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем 1 с.80. (вписываем в листочки какие слова? РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ)
- Закрепим это знание.
На солнышке грелись 4 утенка. К ним прибежало 5 гусят. Сколько стало птиц?
Прочитайте УСЛОВИЕ задачи. Прочитайте ВОПРОС задачи. Как РЕШИТЬ эту задачу? Какой ОТВЕТ получили?
- Давайте запишем условие задачи кратко на доске - мы этому уже учились.
О чем задача? (о двух предметах) Как запишем? (римскими цифрами)Если нужно узнать - сколько ВСЕГО птиц, как это обозначим в записи? (уголком)
I - 4
II - 5?
4 + 5 = 9
Ответ: 9 птиц
4 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони)
- Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
В 1-й - задать ВОПРОС.
В 3-й - дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными.
- Давайте устно решим их.
5 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак)
- Итак, какую информацию мы собрали о задаче за урок? Смотрим свои записи в листочках? (фронтальный опрос)
На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
- Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу?
- Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
6 этап - "Сообщение" (шапочка магистра)
- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т.е. выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые.
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. Условие задачи можно записать кратко.
5. Итог урока.
- Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе - трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие исследования? (можно узнать много интересного)
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел