Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Разработка урока: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения.»
Материалы присланы автором: Вяйнямёйненом, студетом
Карельского Государственного Педагогического Университета (КГПУ).
Тема урока: Электрическое напряжение. Единицы напряжения.
Цель урока: Познакомиться с понятием напряжения, и его единицами измерения, на уровне понимания.
Задачи урока:
Образовательная: Ввести понятие напряжения. Выявить имеющиеся знания по данной теме.
Воспитательная: Подчеркнуть взаимосвязь напряжения и работы тока в электрической цепи как проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений
Развивающая: Продолжить работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить. Продолжить формировать умение решать задачи
Начало урока: Объявление темы урока: “Электрическое напряжение “. Организационный момент.
Актуализация знаний:
1. Какие источники тока вы знаете?
2. Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?
3. Можем ли мы назвать тепловое движение электронов в проводнике электрическим током?
4. Могут ли жидкости быть проводниками? Диэлектриками? Приведите примеры.
5. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 мин. Чему равна сила тока в лампе?
6. При электросварке сила тока достигает 200 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение электрода за 1 мин?
Изложение нового материала
Как можно судить о силе тока в цепи?
О силе тока можно судить либо по показанию амперметра, либо по действию тока. Например, чем больше накалена нить лампы, тем больший ток проходит по цепи.
- От каких же факторов зависит сила тока в цепи?
Проведем опыт:
Схема:
Замкнем цепь на один аккумулятор и обратим внимание на величину тока в цепи. Если последовательно увеличивать число аккумуляторов, ток в цепи увеличивается. Какой вывод?
Вывод: сила тока в цепи зависит от какой-то величины, связанной с источникомтока.
Источник тока создает электрическое поле. Электрическое поле различных источников будет разным.
Электрическое поле действует с определенной силой на заряженные частицы. Чем больше величина этой силы, тем больше будет скорость направленного движения заряженных частиц. (Это означает, что через поперечное сечение проводника пройдет в единицу времени больше число заряженных частиц и будет перенесен больший электрический заряд), т. е. пройдет больший ток.
Действующее в цепи электрическое поле характеризуется особой величиной, называемой напряжением электрического поля или просто напряжением.
Напряжение - это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы.
Напряжение на участке электрической цепи.
Как же мы можем судить о напряжении?
Собираем схему, в которую включены последовательно две лампочки! Одна - рассчитанная на напряжение 220 В, а другая - от фонарика, рассчитанная на 4,5 В. Ток в обеих лампочках будет примерно одинаков, а следовательно, через лампочки протекает в единицу времени одно и то же количество электричества. Однако осветительная лампочка излучает света много раз больше, чем лампочка для карманного фонаря. Очевидно, для прохождения некоторого количества электричества через осветительную лампу требуется большее количество энергии, чем при протекании заряда через лампочку от карманного фонарика. То есть работа электрического тока в первой лампочке больше, чем во второй. О величине работы можно судить по различию в напряжении.
То есть электрическое поле совершает работу. Работой тока называют работу поля, создающего электрический ток и обозначают буквой «А». О величине работы тока можно судить по напряжению в цепи.
Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению единицы заряда на данном участке цепи:
U=A/q A=U*q q=A/U
Единица напряжения - вольт (В). [U]=1 В. 1 мВ=0б001В 1 кВ=1000 В
Вольт равен такому электрическому напряжению между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл на этом участке равна 1 Дж:
1В=1Дж/1Кл
Закрепление изученного
Вопросы для закрепления:
- По какой формуле вычисляют напряжение?
- За единицу напряжения принимают?
- Какое напряжение используют в осветительной сети?
- Напряжение в сети 100 В. Что это означает?
(Работа совершаемая электрическим полем по перемещению единицы заряда равна 100 Дж.)
Задача 1
При прохождении одинакового количества электричества в одном проводнике совершена работа 100 Дж, а в другом - 250 Дж. На каком проводнике напряжение больше? Во сколько раз?
Задача 2
Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда в 15 Кл током была совершена работа 6 кДж.
Задача 3
При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 мин совершена работа 900 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.
Домашнее задание
§39,40 учебника; вопросы и задания к параграфу.
Упр.16 после §41 .
Подготовка к л.р. №4
Средства обучения:
1) Доска школьная
2) Демонстрация
Методы обучения:
1. По источнику знаний
a. Словесный
b. Наглядный
c. Проверки и оценки знаний
2. По УПД:
a. Объяснительно-иллюстративный
b. Репродуктивный
c. Проблемное изложение
Тип урока: Традиционный
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел