Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
| 
									Тип: Поурочные и методические разработки					 | 
		
Сценарий игры по физике "Звездный час" в 7 классе
Цель игры: заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью через пословицы и поговорки; вспомнить основные формулы и правила, изученные в течение года.
Правила игры: в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл, но если и помощник ответил правильно, 2 балла. Дополнительно дается Звезда, если правильно ответил на дополнительный вопрос.
Оборудование: портреты ученых: Архимед, Гагарин, Циолковский, Ломоносов, Ньютон, Паскаль; приборы - мензурка, часы, термометр, динамометр, весы, линейка; плакаты с формулами; плакаты; кубик с буквами.
Сценарий игры "Звездный час"
Учитель: 
  
На нашем "Звездном часе" 
  
Все физиками стали, 
  
Серьезные вопросы 
  
Должна я вам задать. 
  
Кто знает - тот ответит, 
  
Кто догадался - скажет, 
  
Хоть физика коварна, 
  
Не унывайте, вы. 
  
Пусть победят всезнайки, 
  
Пытливые ребята, 
  
Кто учится серьезно, 
  
Стремится много знать!
Итак, начинаем игру "Звездный час".
(Звучит музыка. Входят участники игры).
1 тур "Великие физики"
Первый ведущий:
Представьте себе Сиракузы, III век до н.э. 
  
Вот по дороге мощеной 
  
В раздумье шагает ученый. 
  
К царю Сиракуз направляется он. 
  
Навстречу спешит из дворца Гиерон: 
  
- Нужен твой совет, ученый, 
  
Мастер сделал мне корону. 
  
Погляди-ка на нее, золотая или нет? 
  
С виду золотом сверкает, 
  
Но, ты знаешь, все бывает … 
  
Говорят, что мастер прыткий 
  
Отпилил кусок от слитка, 
  
Остальную часть расплавил, 
  
Серебра туда добавил. 
  
А потом принес, хитрец, 
  
Мне подделку во дворец! 
  
Золото иль позолота? 
  
Разгадать твоя забота!
Учитель: О ком идет речь в этих стихах? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.) Звезду получит тот, кто сформулирует закон Архимеда.
Второй ведущий: 
  
Мы были узники на шаре скромном, 
  
И сколько раз в бессчетной смене лет 
  
Упорный взор Земли в просторе темном 
  
Следил с тоской движение планет.
  
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Учитель: Кто этот великий человек? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Первый ведущий: 
  
Я первым взлетел, 
  
ну а вы полетели за мною. 
  
Я подарен навсегда 
  
как дитя человечества небу Землею. 
  
В том апреле лица звезд, 
  
замерзавших без ласки, 
  
замшелых и ржавых, 
  
Потеплели от взошедших на небе 
  
Смоленских веснушек рыжавых.
Учитель: Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Второй ведущий: 
  
Он был ученый и поэт. 
  
Он размышлял про тьму и свет. 
  
В чем сходство стужи и тепла? 
  
Что можно сделать из стекла? 
  
Как получается фарфор? 
  
И что таится в недрах гор? 
  
Он краски изучил и цвет. 
  
Он создал университет. 
  
Своей рискуя головою, 
  
Заряд измерил грозовой. 
  
Был в красноречии силен. 
  
Астроном он. Географ он. 
  
И как сказал о нем поэт: 
  
"Он сам был - университет!"
Учитель: О ком идет речь в этом стихотворении? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
Первый ведущий: 
  
Он под яблоней сидел. 
  
Вот - вот должна прийти идея. 
  
А плод над ним уже созрел, 
  
К Земле всей массой тяготея. 
  
Умолкли птицы, тишина. 
  
Зажглись далекие светила, 
  
И спелым облаком Луна 
  
Повисла в небе и светила. 
  
Он мыслил, а Луна кружась 
  
С Землею, Солнце огибала. 
  
Вещей невидимая связь 
  
В ту ночь проступала. 
  
Вот он взглянул на небосвод… 
  
Но ветка дрогнула - и вот 
  
На Землю яблоко упало…
Учитель: Кто герой этих стихотворных строчек? (Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
2 тур. "Физические приборы и устройства"
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Второй ведущий: Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их с выставленными на столе приборами и устройствами. 
  
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: весы) 
  
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр)
Звезду получит тот, кто назовет цену деления прибора и пределы измерения. 
  
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы) 
  
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Звезда вручается тому, кто правильно определит объем жидкости в мензурке.
5.Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Ответ: термометр)
3 тур. "Знакомые буквы"
Первый ведущий: на доске написаны буквы - обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин. 
  
1.Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость) 
  
2.С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина) 
  
3.Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила) 
  
Звезда достанется тому, кто правильно прочитает правила сложения сил. 
  
4.Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса) 
  
Звезду получит тот, кто напишет две формулы нахождения массы тела.
Отсев первого участника
4 тур. "Кубики с буквами"
Ведущий выбрасывает кубик с буквами на гранях. На выпавшую букву нужно подобрать физические термины, которые с нее начинаются. Тот, кто больше набирает этих слов, получает звезду.
5 тур. "Четвертый лишний"
Ведущий: из данных четырех слов одно лишнее. Нужно найти его и показать номер лишнего слова. 
  
1.литр, секунда, метр, килограмм (литр) 
  
2.метр, локоть, сажень, пядь (метр) 
  
3.масса, килограмм, плотность, давление (давление)
Отсев второго участника
6 тур. "Подбери пару правильно"
Ведущий: необходимо подобрать подходящее слово из правого столбца к слову из левого столбца, чтобы получилось устойчивое словосочетание.
Звезду получит тот, кто правильно сформулирует закон Паскаля.
Отсев третьего участника.
7 тур. "Найди ошибку"
Ведущий: необходимо найти ошибки в формулах. Поднимаем табличку с неправильной формулой и объясняем ее.
Отсев четвертого участника.
Заключительный тур
Ведущий: Составьте как можно больше слов из слова "динамометр".
Отсев пятого участника.
Подводится итог игры. Победители награждаются памятными подарками и дипломами, и пятерками в журнал.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел







										
































