Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Опыт разработки факультативного курса по географии «С материка на материк» для повышения интереса и обученности.
Современный этап преподавания географии характеризуется изменениями, связанными с целым рядом противоречий в программе, с одной стороны сокращением часов, выделенных на изучение данного предмета (вместо трех -два часа), с другой стороны огромным значением географии для формирования мировоззрения учащихся. А также тем, что недостаточно освещены некоторые вопросы, на наш взгляд, в учебнике по географии для 7 класса под редакцией В.А.Коринской, что снижает интерес к предмету, призванному формировать у учащихся не только любовь к своей Родине, но и к земле в целом, показывая уникальность каждого ее уголка.
Проведенный анализ обученности показал результат, который не может считаться удовлетворительным. Так, например: исчезло красочное видение природы, выявлена обрывочность сведений о населении земного шара, его быта и хозяйства, недостаточное представление о взаимосвязях в природе Земли. В результате анализ теории и практики по названой проблеме показал снижение между интересом и мотивацией обучения и как следствие обученности.
Можно выделить ряд работ, в которых дается определение мотивации и интереса. Так в статье «Формирование интереса к учению у школьников» опубликованной в журнале»Образование» под редакцией А.К.Марковой за 1986 год, мотивация изучается как сфера детерминации поведения школьника, в том числе учебного поведения; мотивация включает смысл учения для школьников, мотивы, цели, эмоции. При этом мотив рассматривается как направленность ученика на отдельные стороны учебной работы. Эту же мысль высказывали еще раньше П.М.Якобсон в1969 , Л.И.Божович в 1972, А.К.Маркова в1983 году определяя мотив учения как направленность активности ребенка, на те или иные стороны учебного труда.
Образовательный процесс невозможен без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Еще Г.И.Щукина в своей работе «Проблема познавательного интереса в педагогике» писала, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения - одна из центральных.
Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет много трактовок:
* Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания (Н.Ф.Добрынин), его мыслей, помыслов (С.Л.Рубенштейн).
* Интерес это структура, состоящая из потребностей (Ш.Бюлер). Чрезвычайно ценно стремление современной психологии рассматривать интерес, не обособлено, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, В.Г.Иванов).
* Интерес- это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон).
Считается, что интерес выступает перед нами:
- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира. ( «Проблема познавательного интереса в педагогике» Г.И.Щукина)
Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значительных процессов - от единичных до совокупности их, он выражается в потребностях и отношениях.
Вместе с тем не достаточно изучена, на наш взгляд возможность повышения интереса и мотивации обучения через разработку и внедрение факультативного курса по географии, так как среди специфических социально-педагогических проблем центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограничением возможности их усвоения индивидом. Попытка разрешить это противоречие приводит к отказу от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и замещение его социально-детерминированным образовательным идеалом - максимального развития способностей человека к самореализации. Необходимо при этом обеспечить человеку право выбора направления образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения. Дифференциация обучения, форма организации учебной деятельности, учитывающей склонности, интересы и способности учащихся. Добиться этого можно с помощью классов углубленного изучения отдельных предметов, а также факультативных занятий.
Необходимость повышения мотивации и интереса при современном преподавании географии определила актуальность и цели разработки факультативного курса по географии «С материка на материк».
В частности, было выдвинуто предположение о том, что введение данного курса повысит интерес у учащихся, а, следовательно, и степень обученности. Так как факультативные занятия- один из видов дифференцированного обучения по интересам, программы курсов носят ориентировочный характер. Общие психологические подходы к дифференцированному образованию сформулировали еще в конце 19 века В.Штерн и Э.Клапаред.
Факультативный курс дополняет и углубляет знания и представления детей о предмете, он ориентирован на развитие мышления детей, их воображение, творческой активность, наблюдательности, то следовательно и повышение обученности и качества знаний.
Объяснения терминов «обученность» и «качество знаний» дается в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М.Бим-Бад за 2002 год как:
- Обученность - система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.
- Качество знаний - многоаспектный анализ усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Качество знаний имеют следующие характеристики: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность. А также свернутостью и развернутостью, осознанностью и прочностью.
- Программа данного факультатива и рассчитана для учащихся с углубленным изучением естественно-географических дисциплин. Данный факультатив дополняет и углубляет школьную программу по географии, расширяет кругозор учащихся. Разделы факультатива знакомят учащихся с историей развития науки географии, с разнообразием и своеобразием природы, формируют понятия о целесообразности и закономерностях в природе Земли, умений составлять карты различного содержания. Они призваны так же развивать пространственное мышление.
В качестве показателей эффективности предлагаемого нами подхода к решению проблемы, могут быть использованы:
- текущие оценки
- решение задач выше общеобразовательного уровня
- более широкое мировоззрение, прослеженное через подготовку сообщений, исследовательских работ.
Изучение практики и результатов внедрения факультативного курса « С материка на материк» на основе выделенных показателей подтвердило эффективность выбранного нами пути решения проблемы. У учеников:
- повысилось качество знаний,
- произошло изменения в познавательных интересах,
- в овладении видами практической деятельности,
- изменения соотношения между репродуктивной и продуктивной сферой деятельности ученика,
- появилось стремление к творчеству,
- овладение приемами творчества.
Описанный нами факультативный курс может быть использован учителями географии для предпрофильной подготовки учащихся в среднем звене.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел