Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 23 ноября 2024 г.

Сотрудники

  • Курилова Фаина Аглямовна

Ученики

  • Богатырева Мелисса Сергеевна
  • Калимуллина Зайнаб Фаритовна
  • Кузнецов Ренат Рустамович
  • Метелев Артём Олегович
  • Мышкина Василиса Антоновна
  • Халикова Кира Вадимовна
  • Шарафиев Радмир Раушанович

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Поурочные и методические разработки


Программа по географии 5–9 классы

Пояснительная записк
Содержание программы

5-й класс

6-й класс

7-й класс

География России

8-й класс

9-й класс

Пояснительная записка

Курс географии построен в соответствии с действующим базисным учебным планом и проектом Стандарта школьного базового образования. Он рассчитан на изучение географии в 5–9-м классах в течение 306 часов (в 5-м классе – 34 часа*, в 6–9-м классах – по 68 часов каждый год).

* Вторая половина курса естествознания для 5-го класса (34 часа) посвящена истории Земли и жизни на ней. Она относится к программе по биологии.

Школьный курс географии включает следующие разделы:

1. Как люди изучали Землю и создавали карту. 34 ч (5-й класс).

2. География. Мир Земли. 68 ч (6-й класс).

3. География. Земля – планета людей. 68 ч (7-й класс).

4. География России. 136 ч (8–9-й классы).

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»*. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

* «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. – М.: Баласс, 1999, с. 102–131.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологиче-ских и социально-экономических проблем современности.

В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках Образовательной программы «Школа 2100», география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

Основные направления развития учащихся средствами предмета «География»

Долгие годы перед школьным географическим образованием ставилась главная цель – овладение основами географической науки. Однако сейчас в рамках отводимых на географию учебных часов и в связи с отсутствием у современной географии четких границ эта задача практически невыполнима. Поэтому в рамках концепции «Школа 2100» основной целью учебной географии является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. Школьные курсы географии должны помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге школьная география призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а географическое мышление должно стать частью общественного сознания, которое во многом формируется в период обучения в школе.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новый этап своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

В связи с этим к числу основных задач школьной географии предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества; а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-антропогенных, или по-другому природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Необходимым условием современного развития школьника в процессе обучения географии должно являться понимание того, что наряду с закономерностями развития природы и общества существуют закономерности их взаимодействия. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач, среди которых:

– формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа – население – хозяйство»;

– развитие у школьников системного географического мышления;

– осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками (объем которых определен соответствующим федеральным стандартом) для подготовки выпускника к выживанию и производительному труду в современных условиях;

– подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инструментария (географических карт и профилей, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т.п.).

Преемственная связь в содержании начальной и средней школы

Основой естественно-научного образования в начальной школе служил курс окружающего мира «Мир и человек». Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.

Здесь приведена (с. 504) схема системы важнейших понятий, которая изучалась в начальной школе в рамках курса «Мир и человек». Выделены понятия, на которые опирается курс географии средней школы.

Условия успешной реализации содержания

Традиционный механизм организации учебной деятельности опирается на усвоение школьниками системы базовых понятий и мало отвечает требованиям современной школы. Новая школа предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической. Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. Поэтому основой изучения географического содержания может быть технология организации учебной деятельности школьников в рамках личностно ориентированного обучения.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к видам деятельности.

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решать географиче-ские проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

В связи с этим реализация целей географического образования школьников предполагает соблюдение следующих условий:

– структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных задач, создающих у школьников познавательную потребность;

– создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не целями, а мотивами, отношением их к предмету;

– постановка познавательной цели и учебных задач, которые своим содержанием программируют направленность учащихся на открытие, фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

– постановка учебной задачи чаще всего реализуется посредством создания проблемной ситуации «знание – незнание»;

– способ учебной деятельности вырабатывается школьником самостоятельно в процессе решения учебных задач, что принципиально отличается от традиционных методических приемов, которые изложены в виде готовых правил, образцов, алгоритмов в учебниках, объясняются и закрепляются учителем.

Содержание программы

6-й класс (68 ч)

МИР ЗЕМЛИ

Программа данного курса базируется на обязательном минимуме содержания основного общего образования по географии и концепции развивающего обучения «Школа 2100», ориентированной на массовую школу. По своей сути «Мир Земли» – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира.

Курс «Мир Земли» представляет собой общеземлеведческую основу школьной географии. По своей сути – это традиционный курс начальной физической географии с элементами геоэкологии. Этот курс призван помочь шестикласснику понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов.

Основная цель курса «Мир Земли» – формирование современной географической картины мира и современного географического мышления. Особое внимание уделяется развитию географической культуры – географическому языку, картографическим умениям и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческой основе географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учетом возрастных интересов шестиклассников. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников.

В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей ведется от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера». Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.

Предполагается, что школьники, занимающиеся по Образовательной программе «Школа 2100», к 6-му классу уже знакомы с историей географических открытий, со многими географическими терминами и понятиями, с крупными географическими объектами, с географическими картами и планами после усвоения пропедевтического курса «Окружающий мир: Наша планета Земля (2-й класс)» (Авт. коллектив под рук. А.А. Вахрушева) и историко-картографической части систематического курса школьной географии «5-й класс: Как люди открывали Землю и создавали карту (34 ч)».

Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звездное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый и довольно большой раздел вынесены сведения о твердой (кристаллической) воде.

В качестве основного картографического пособия к курсу «Мир Земли» предполагается использовать самый массовый и знакомый учителям географии атлас для 6-го класса, составленный и подготовленный к изданию ПКО «Картография» (М., 1999).

Введение (3 ч)

География – древняя мировоззренческая наука. Кто такие географы, чем они занимались прежде и чем занимаются теперь. Содержание и структура современной географической науки. Естественные (природные) и искусственные (антропогенные) географические объекты: тела, процессы и явления. Понятие о географических информационных системах (ГИС) и мониторинге. Источники географической информации и работа с ними.

Понятие о стихиях природы как кирпичах мироздания и выделения атмосферы, гидросферы и литосферы древними греками.

Практическая работа. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью и атласом для 6-го класса, а также другими источниками географической информации.

Раздел 1. Земля – частица космоса (8 ч)

Значение слова «космос». Земля – крохотная частичка Вселенной. Гипотезы происхождения Вселенной и Земли. Устройство Вселенной: галактики, звезды, планеты, кометы и другие космические тела. Понятие о плазме как особом физическом состоянии вещества звезд. Земля как часть Солнечной системы и Млечного Пути. Глобус Земли – модель нашей планеты.

Космический адрес Земли. Модель мироздания Птолемея и Н. Коперника. Сравнительные размеры Земли и других тел Солнечной системы. Воздействие космических тел на мир Земли.

Особенности положения и движения Земли в пространстве. Движения Земли по орбите и вокруг оси, их географические следствия – смена времен года, дня и ночи, явление високосного года. Понятие о ритмичности географических процессов и явлений. Полярный день и полярная ночь. Ориентирование в пространстве и времени по Солнцу, Луне и звездам.

Географические следствия взаимодействия Земли с Луной и Солнцем. Причины приливов и отливов, их географические следствия и закономерности распространения. Значение знаний о приливах и отливах. Воздействия Солнца на природу Земли.

Форма и размеры Земли, их географические следствия. Вклад Пифагора и Эратосфена в географию. Доказательства шарообразности и выпуклости Земли. Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь ее поверхности. Полюсное сжатие Земли – следствие ее осевого вращения. Геоид – истинная фигура Земли.

Стихийные явления на Земле, связанные с космосом. Метеоры, метеориты, космическая пыль, их географические следствия и значение для природы планеты.

Практические работы. Упражнения в работе с глобусом. Теллурий и работа с ним.

Географические учебные экскурсии.

1. Экскурсия в планетарий, обсерваторию или вечерний урок-наблюдение космических тел.

2. Отработка практических умений ориентирования на местности по Солнцу, Луне, звездам.

3. Осенняя краеведческая экскурсия в природу: выявление и наблюдение различных географических объектов и явлений, отработка навыков поведения на природе, сбор коллекции горных пород, минералов и искусственных материалов, слагающих литосферу.

Раздел 2. Мир камня (12 ч)

Методы изучения и состав земных недр. Происхождение и возраст земной тверди. Внутреннее строение Земли: земная кора, мантия, ядро. Магнитное поле Земли и его значение. Магнитные полюсы Земли. Компас и ориентирование с его помощью.

Понятие «литосфера». Литосферные плиты как твердая основа древних и современных материков и океанов. Основные литосферные плиты Земли, их местоположение и движение. Минералы и горные породы. Жизнь разных типов горных пород. Основные группы горных пород: осадочные, магматические и метаморфические. Закономерности размещения горных пород на нашей планете.

Место и роль мира камня для людей. Полезные ископаемые. Понятие об искусственной тверди и антропогенных отложениях. Использование горных пород человеком.

Материковая и океаническая земная кора. Практическая значимость знаний о слоях земной коры. Строение земной коры: осадочный, гранитный и базальтовый слои. Понятие «рельеф», «формы рельефа». Планетарные формы рельефа: выступы материков и впадины океанов. Равнинный и горный рельеф. Примеры крупных форм рельефа и их местоположение. Взаимосвязь рельефа и внутреннего строения земной коры.

Внешние и внутренние процессы – созидатели рельефа. Внутренние рельефообразующие процессы: тектонические и вулканические. Источники энергии внешних и внутренних процессов рельефообразования.

Внешние рельефообразующие процессы: выветривание и его разновидности, работа текучих вод, волн, ледников, ветра, силы тяжести, живых организмов. Практическая значимость знаний о рельефе. Рукотворный рельеф.

Рельеф равнин и гор суши и дна океанов. Различия равнин и гор по высоте и внешнему виду. Взаимосвязь между равнинами и горами. Географические закономерности их распространения. Уникальные объекты рельефа нашей планеты по высоте и площади.

Стихийные явления в литосфере: землетрясения, моретрясения и извержения вулканов, обвалы и оползни. Их природа и распространение. Правила поведения во время землетрясений, в районах распространения обвалов и оползней.

Практические работы. 1. Анализ физической карты с целью определения выраженности в рельефе литосферных плит, соотношения равнинного и горного рельефа. 2. Нахождение на физической карте объектов литосферы, в том числе упомянутых в тексте учебника. 3. Нанесение на контурную карту крупных и уникальных объектов рельефа Земли. 4. Работа с компасом. 5. Определение образцов коллекции горных пород и минералов с помощью определителей. 6. Эксперимент по выяснению устойчивости разных горных пород к нагреванию и охлаждению. 7. Характеристика рельефа и горных пород своей местности.

Раздел 3. Мир воды (14 ч)

Наличие воды – планетарная особенность Земли. Происхождение воды. Уникальные свойства воды и их географические следствия. Мировой круговорот воды. Понятие «гидросфера». Единство и части гидросферы.

Практические работы. Описание особенностей вод своей местности.

Твердая вода.

Виды твердых вод Земли. Снег – самый распространенный кристалл. Снежный покров и его свойства. Слоистое строение снежной толщи. Жизнь сезонных кристаллов воды. Закономерности географического распространения снежного покрова. Географические следствия снежного покрова. Влияние снега на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Лед на суше. Ледники: образование и типы (горные и покровные, древние и современные). Ледниковые отложения и формы рельефа. Подземные льды: образование, свойства, мерзлотные формы рельефа и их распространение. Влияние льдов на хозяйственную деятельность людей.

Лед на воде. Ледостав. Морские льды. Айсберги: образование, свойства, распространение на Земле. Наледи и их жизнь. Явление ледостава. Человек и лед на воде.

Стихийные природные явления, связанные со снегом и льдом, – столкновения с айсбергами, снежные лавины. Лавиноопасные районы и районы распространения айсбергов. Борьба с лавинами. Правила поведения на льду водоемов и при попадании в лавину.

Практические работы. Нанесение на контурную карту районов распространения географических объектов из твердой воды.

Географические учебные экскурсии. Зимняя краеведческая экскурсия: Ознакомление с особенностями зимней природы своей местности: изучение толщины и строения снежного покрова, его рельефа, влияния зимних условий на жизнь растений, животных, человека и др. Отработка навыков ориентирования на местности.

Жидкая вода.

Характеристика земных вод. Роль жидкой воды в природе и жизни людей. Химическое выветривание.

Практические работы. 1. Анализ результатов наблюдений за изменениями состояния водоемов своей местности. 2. Описание «путешествия» капельки по большому и малому круговоротам из ближайшего к школе водоема.

Мировой океан – основа гидросферы. Части Мирового океана. Свойства морской воды. Виды движения вод океана: волны и течения. Водные массы. Природные стихии в водах Мирового океана.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту основных географических объектов Мирового океана. 2. Анализ физической карты с целью определения глубин океанов и морей. 3. Воображаемое путешествие по океанам в системе поверхностных течений.

Воды суши. Подземные и поверхностные воды. Виды подземных вод. Карст. Виды поверхностных вод. Реки. Питание и режим рек. Наводнения на реках. Воды озер и болот. Искусственные водоемы: каналы и водохранилища. Охрана вод от загрязнения. Стихии вод суши.

Правила поведения в период наступления водных стихий.

Практические работы. 1. Определение на плане местности положения водных объектов. 2. Нанесение на контурную карту основных объектов вод суши. 3. Описание одной из рек по плану. 4. Определение степени загрязнения вод своей местности и мер их охраны.

Раздел 4. Мир воздуха (12 ч)

Воздух атмосферы и его движение. Проблемы происхождения атмо-сферного воздуха. Состав воздуха и его изменение с высотой. Понятие об атмосфере. Слои атмосферы. Роль озонового слоя для жизни на Земле.

Плазма в атмосфере. Ионосфера – плазменная оболочка Земли. Молнии линейные и шаровые. Правила поведения во время грозы. Огни Святого Эльма. Полярные сияния. Ионизированные газы на службе человека.

Человек и воздух. Природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Комфортные условия жизни.

Земля в лучах Солнца. Солнечная энергия на Земле. Свет в атмосфере. Пояса освещенности. Распределение солнечной энергии в атмосфере и по земной поверхности. Нагрев атмосферного воздуха. Различия в нагреве и изменение атмосферного давления. Атмосферное давление и его измерение.

Понятие «ветер». Направление и сила ветра. Бризы. Пассаты. Муссоны. Западные ветры. Представление о метеорологических приборах.

Практические работы. 1. Составление диаграмм состава воздуха и его температуры у земной поверхности и на высотах. 2. Определение высоты здания с помощью барометра-анероида.

Воздушные массы. Перемещение воздушных масс. Атмосферные фронты. Вихри в атмосфере. Циклоны и антициклоны. Тропические циклоны.

Вода в атмосфере. Влажность воздуха (абсолютная и относительная). Гигрометр. Облака, их образование и типы. Туман.

Атмосферные осадки и их виды. Распределение атмосферных осадков на земной поверхности.

Погода и климат. Синоптика – наука о погоде и ее предсказании. Карты погоды. Прогноз погоды. Источники климатической информации.

Практические работы. 1. Определение преобладающих типов облаков в течение недели. 2. Составление прогноза погоды на ближайшие дни.

Стихии атмосферы. Гроза и град. Засуха и заморозки. Гололед и его образование.

Практические работы. 1. Обработка результатов наблюдений за погодой. 2. Определение климатических показателей своей местности и их интерпретация.

Раздел 5. Мир жизни (11 ч)

Рождение жизни. Теории происхождения и развития жизни на Земле: божественная, космическая, эволюционная.

Биосфера – оболочка жизни. Понятие «биосфера». Границы биосферы. Понятие «адаптация». Условия жизни. Жизнь в круговороте сфер. Системы «биосфера – атмосфера», «биосфера – гидросфера», «биосфера – литосфера».

Человек и биосфера. Воздействие человека на биосферу. Круговороты в биосфере. Как живое усваивает и передает энергию. Продуценты, консументы, редуценты.

Жизнь в океане. Распределение жизни в океане с глубиной и географической широтой. Система живых организмов в океане.

Жизнь на суше. Лесные и травяные сообщества и их типы. Понятие «тайга», «широколиственные леса», «влажные тропические леса», «саванны», «степь».

Жизнь в экстремальных условиях. Проблемы выживания людей в тундрах, жарких и холодных пустынях.

«Этажи жизни» в горах. Понятия «широтная зональность» и «высотная поясность».

Стихии биосферы. Представление о стихийных явлениях и процессах в мире живой природы.

Раздел 6. Мир географических систем (6 ч)

Географические системы, их типы и компоненты. Географическая оболочка – крупнейшая геосистема планеты. Искусственные компоненты географических комплексов. Понятия «среда обитания», «природно-антропогенный комплекс (геосистема)».

Человечество на Земле. Понятие «демографический взрыв». Размещение людей на Земле.

Человек и энергия. Виды и источники энергии в географической оболочке. Преобразование и использование энергии. Представление об энергетических проблемах человечества и путях их преодоления.

Почва – система, связующая неживую и живую природу. Основные свойства почв. Почвы естественные и искусственные. Понятие о почвенной эрозии и борьбе с ней.

Города на пути в будущее. Понятия «сельская местность», «город». Экологические проблемы современных городов.

От географической оболочки к сфере разума. Понятие «ноосфера». Ноосфера – единая система «человечество – окружающая среда».

Географические учебные экскурсии. 1. Выявление естественных и искусственных компонентов географических комплексов. 2. Описание почвенного разреза своей местности.

(Резерв времени – 2 ч)

Наверх

7-й класс (68 ч)

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

В рамках новой концепции курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.

Усиление страноведческой основы школьной географии проверено мировой практикой и соответствует возрастным особенностям школьников. У учащихся переходного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и к событиям общественной жизни, способностей рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов.

Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни планеты.

Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, а также региональных знаний о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи курса:

– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);

– создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением;

– усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

– на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

– продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

– развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В отличие от существующего курса «География материков и океанов» в курсе «Земля – планета людей» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Особенности природы материков», «Освоение Земли человеком», «Особенности природы океанов», «Континенты и страны», «Земля – наш дом».

Введение (3 ч)

Поверхность планеты Земля. Соотношение суши и воды на Земле. Материки и части света. Суша – место жизни и деятельности людей. Группы материков: материки Южного и материки Северного полушария, материки Старого и Нового Света. Особенности географического положения каждого материка. Понятие «географическое положение»; влияние географического положения на формирование природы территории. Практическое значение этих понятий в повседневной жизни людей.

Географическая оболочка – среда жизни и деятельности человека. Пространственная неоднородность ГО и ее причины. Планетарная дифференциация географической оболочки: самые крупные ее части – континенты и океаны. Зональные и азональные природные комплексы географической оболочки на суше и в океане. Вертикальная поясность на суше и в океане. Пограничные области суши и океана – особые территориально-аквальные комплексы. Человечество – часть географической оболочки.

Источники географических знаний. Разнообразие источников (дневники путешествий, справочники, словари, аэрокосмические снимки и др.). Географическая карта – важнейшая форма отражения знаний человека о Земле, особый источник географических знаний. Многообразие географических карт, различия их по охвату территории, масштабу, по способам построения, по содержанию. Способы изображения объектов и явлений, применяемые на картах. Географические описания, страноведческие характеристики.

Практические работы. 1. Составление простейшей схемы «Деление ГО на природные комплексы». 2. Знакомство с аннотациями географических справочников и других источников географической информации, самостоятельное составление аннотации. 3. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. 4. Определение географического положения объектов ( материков, островов, океанов и т.д.) на глобусе и карте.

Раздел 1. Особенности природы материков (11 ч)

Рельеф континентов. Как формируется рельеф материков. Гипотеза дрейфа материков. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы.

Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы и движения литосферных плит. Общие черты в строении рельефа материков; различия и их причины. Рельефообразующие процессы. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Особенности рельефа отдельных материков.

Климат и воды. Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Климатообразующие факторы. Воздушные массы и их типы. Климатические карты. Климатические пояса и области. Особенности климатов отдельных материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий.

Общая характеристика внутренних вод континентов. Зависимость вод от рельефа и климата. Черты сходства и различия вод материков. География «речных цивилизаций».

 


Растительность и животный мир материков. Особенности растительности, почв и животного мира Северных и Южных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные. Изучение центров происхождения культурных растений Н.И. Вавиловым. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.

Природные и антропогенные ландшафты. Степень антропогенного изменения природы материков. Заповедники и национальные парки. Карта антропогенных ландшафтов материков.

Практические работы. 1. Описание по плану рельефа одного из материков. 2. Сравнительная характеристика рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различия. 3. Описание различий в климате одного из материков. 4. Оценивание климатических условий материков для жизни населения. 5. Составление каталога культурных растений и домашних животных по материкам. 6. Нанесение на контурную карту каждого материка ареалов территорий с антропогенными ландшафтами.

Раздел 2. Особенности природы океанов и островов (3 ч)

Деление Мирового океана на части.

Природа океанов. Особенности географического положения каждого из океанов. Основные черты рельефа дна океанов. Климат, водные массы, основные поверхностные течения. Особенности органического мира каждого из океанов. Природные пояса.

Хозяйственная деятельность людей в океанах. Экологические проблемы и пути их решения.

Практические работы. 1. Составление описания природы одного из океанов (по выбору). 2. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана ( по выбору).

Природа островов. Островная суша, ее географическое положение. Типы островов по происхождению. Своеобразие природы самых больших островов. Население островной суши. Экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на островах.

Практические работы. 1. Описание особенностей географического положения одного из больших островов; сравнение географического положения двух островов ( по выбору). 2. Описание по картам атласа и другим источникам информации природы и населения одного из островов.

Раздел 3. Освоение земли человеком (4 ч)

Гипотезы появления человека на Земле. Древняя родина человека. Территории наиболее древнего освоения. Предполагаемые пути расселения людей по материкам. Человеческие расы. Человечество единое и многоликое.

Численность людей на Земле. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удаленности от океанов. Карта плотности населения Земли. Главные области расселения. Старый и Новый Свет. Образ жизни людей на равнинах и в горах.

Понятие «этнос». Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Разнообразие культур и этносов. Формирование современных религий и их география. Историко-культурные регионы мира.

Практические работы. 1. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов. 2. Обозначение на контурной карте путей расселения индоевропейских народов.

Раздел 4. Континенты и страны (42 ч)

Способы накопления страноведческих знаний. Типовая структура географической характеристики территории.

Страноведческие характеристики предполагается составлять с учетом следующих положений. Краткое описание главных особенностей природы материка и его населения. Деление континента на крупные регионы. Состав территории и страны региона. Географическое положение отдельных стран. Влияние географического положения на природу стран и жизнь населения.

Основные черты природы и природных богатств стран региона. Сочетание типичного и особенного в природных условиях и природных богатствах стран региона. Влияние на природу и хозяйственную деятельность населения прилегающих частей океанов. Отражение природных условий в образе жизни людей.

Исторические особенности заселения территории. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры народов региона. Главные особенности населения: язык, религия, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи).

Исторически сложившиеся виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Современные виды хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Антропогенные и культурные ландшафты в странах региона. Экологические проблемы, связанные с природопользованием, стилем жизни и уровнем экологической культуры населения.

Крупные города, их географическое положение, планировка, внешний облик.

Африка (7 ч)

Особенности природы материка. Население. Деление континента на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Конго (Киншаса). Страны Восточной Африки. Эфиопия. Замбия. Страны Южной Африки. ЮАР.

Практические работы. 1. Составление проектов маршрутов плаваний у берегов Северной Африки и путешествий по Сахаре. 2. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 3. Выявление особенностей расового и этнического состава населения стран Восточной Африки. 4. Определение основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 5. Установление особенностей географического положения, планировки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки.

Австралия и Океания ( 4 ч)

Особенности природы Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Океания: природа и люди.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). 2. Описание природы и населения одной из групп островов Океании.

Южная Америка (5 ч)

Особенности природы материка. Население континента. Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина. Страны Анд. Венесуэла. Перу.

Практические работы. 1. Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта Бразилии (или Аргентины). 2. Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран. 3. Описание географического положения крупных городов стран континента.

Антарктида (2 ч)

Особенности природы Антарктиды. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Особенности освоения человеком «Южного» океана. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты.

Практические работы. 1. Определение целей изучения южной полярной области Земли. 2. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Северная Америка (6 ч)

Особенности природы материка. Население.

Канада. Соединенные Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика. Куба.

Практические работы. 1. Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики. 2. Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой страны. 3. Описание географического положения, планировки и внешнего облика самых больших городов этих стран.

Евразия (18 ч)

Особенности природы Евразии. Население материка.

Страны Северной Европы. Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания. Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия; Германия, Нидерланды и Бельгия; Франция, Австрия, Швейцария.

Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Дунайские страны. Страны Южной Европы. Испания и Португалия. Италия и Балканские страны. Страны Юго-Западной Азии.

Страны Южной Азии. Индия.

Страны Центральной и Восточной Азии. Монголия. Китай. Япония.

Страны Юго-Восточной Азии.

Практические работы. 1.Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 2. Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане. 3. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 4. Воображаемое путешествие по странам Восточной Европы. 5. Выявление особенностей культуры и быта населения стран Южной Европы. 6. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. 7. Описание географического положения крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту. 8. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Раздел 5. Земля – наш дом ( 3 ч)

Природа – основа жизни людей. Виды природных богатств. Взаимодействие природы и человека на континентах, в океанах, отдельных странах. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах. Проблема устойчивого развития природной среды.

Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: географические описания, картографиче-ские модели в географических исследованиях, сравнительно-географический метод, статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы.

Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле и за ее пределами.

Практические работы. 1. Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов. 2. Моделирование положения материков Земли в разные эпохи жизни планеты и в далеком будущем. 3. Составление описания местности, в которой школьник провел летние каникулы, сравнение его с описаниями, выполненными другими учащимися.

(Резерв учебного времени – 2 ч)

Наверх

8–9-й классы (136 ч)

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

В структуре курсов школьной географии ведущее место занимает курс «География России», призванный прежде всего воспитать патриота и гражданина своей страны. Однако не менее, если не более, существенным является необходимость мировоззренческого аспекта данного курса.

Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России. На современном этапе данная задача особенно актуальна: необходим отбор фактического материала, приведение его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, позволяющего разъяснить учащимся необходимость и суть коренных социально-экономических преобразований в России, представить все многообразие природы нашей страны не только как мощный природно-ресурсный потенциал, но и источник красоты и вдохновения, всего сущего, что формирует самосознание народов, заселяющих данную территорию.

Цели и задачи курса. На основе конкретного географического материала сформировать систему принципов и взглядов учащихся по отношению к территории своей страны как естественной среде обитания. Территория страны должна предстать перед школьниками, с одной стороны, как единая социально-природная система, с другой – территориально разнообразная система его регионов.

Основным объектом изучения интегрального курса школьной географии России являются территориальные социально-природные системы, а связующим звеном между физической и социально-экономической географией России выступает географическая среда. Целостное восприятие территории России достигается путем использования системного подхода к географическим объектам и явлениям. В курсе «География России» предлагается рассматривать комплексные социально-природные районы, геотехнические системы, современную территориальную организацию общества. Единый по содержанию курс «География России» состоит из двух взаимосвязанных частей: «География России: человек и географическая среда» (8-й класс) и «География России: географические комплексы и районы» (9-й класс), на изучение которых отводится два часа в неделю в течение двух лет.

В 8-м классе дается общая географическая характеристика России – «География России: человек и географическая среда». Эта часть курса включает в себя «Введение» и четыре раздела: «География в России: прошлое, настоящее, будущее», «Географическое пространство России», «Географическая среда и человеческая деятельность», «Население и качество географической среды».

В 9-м классе основное внимание уделяется региональной характеристике России. Вторая часть единого курса – «География России: географические комплексы и районы» – состоит из четырех разделов: «Системы географической среды и хозяйственная деятельность», «Географическое районирование территории России», «Районы России», «Россия в современном мире» и блока «Заключение».

Наверх

8-й класс

Часть 1. География России: человек и географическая среда

(68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Почему необходимо изучать географию своей страны? Взгляд на мир глазами географа: географические объекты, явления и процессы (природные, социальные и др.).

Практическая работа. Выполнение рисунка, подготовка сообщения, составление рассказа или написание сочинения об интересном географическом объекте России.

Раздел 1. География в России: прошлое, настоящее, будущее (3 ч)

География России как система знаний и система наук. «Древо» современной географии. Профессия – географ.

Развитие географических идей и учений в России. Вклад россиян-землепроходцев и ученых-географов – в развитие географических знаний о стране, их имена на карте России. Русское географическое общество. Роль географических знаний в решении практических задач общества. География России на пути в будущее.

Практические работы. 1. Знакомство с учебными, научными и научно-популярными источниками географической информации по России – литературными, картографическими, компьютерными и прочими. 2. Анализ таблицы «Важнейшие события развития географических знаний в России» и схемы «Древо» современной географической науки». 3. Знакомство с происхождением географических названий на карте России.

Раздел 2. Географическое пространство России (10 ч)

«Визитная карточка» России как одного из крупнейших государств современного мира: символика, политико-административное устройство, столица, население, площадь.

Территориальное и экономическое пространство России. Географические аспекты местоположения, протяженности и размеров территории. Морские, сухопутные и воздушные рубежи. Пограничные государства.

Поясное, декретное, летнее время. Часовые пояса на территории нашей страны. Влияние разницы во времени на жизнь населения и хозяйство страны.

История формирования географического пространства России: от Киевской Руси к Московскому княжеству, расширение территории Москов-ского княжества на север, присоединение восточных территорий (Поволжья, Сибири, Дальнего Востока), от Российской империи к СССР, распад Советского Союза и формирование нового географического пространства России.

Практические работы. 1. Нахождение своего местоположения на карте России. Определение по карте удаленности своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы и т.п.) и оценка благоприятности географического положения.

Раздел 3. Географическая среда и человеческая деятельность (45 ч)

Человек и географическая среда (5 ч)

Понятие «географическая среда». Среда естественная (природная) и антропогенная (искусственная). Роль географической среды в формировании и развитии человеческого общества. Свойства географической среды: целостность, пространственная неоднородность и изменчивость во времени.

Человек и географическая среда. Человек как особый биологический и социальный вид. Биологические потребности человека и географическая среда. Географическая среда эпохи охотников и рыболовов, географическая среда эпохи земледельцев и скотоводов.

Этнос и географическая среда. Понятие «этнос». Этносы гор и этносы равнин. Современная этническая картина России, языковые семьи, религиозный состав населения. Карты языков, народов и религий России. Природа и культура этносов.

Природные условия и ресурсы. Понятия «природные ресурсы», «природные условия». Классификация природных ресурсов. Ресурсы вещества, энергии и информации. Понятие «природно-ресурсный потенциал территории».

Хозяйственная деятельность человека и географическая среда. Понятие «трудовые ресурсы». Человеческий потенциал – важнейший ресурс развития России. Понятие «природопользование», виды природопользования (рациональное, нерациональное). Экономика как инструмент природопользования. Понятие «отрасль». Отрасли производственной и непроизводственной сферы. Основные секторы экономики.

Компоненты среды (45 ч)

Понятие «компоненты географической среды».

Рельеф и недра России. Строение российской части литосферы. Основные тектонические структуры и связь с рельефом. Вулканические и сейсмические районы России. Рельеф российского шельфа.

Геологическое летосчисление. Картографические источники геологической информации: геологические и тектонические карты России, геологические профили. Основные этапы геологического развития территории России. Оценка. Познание и освоение российских недр. Методы исследования недр и рельефа.

Основные внешние процессы рельефообразования. Деятельность воды: речные долины, берега морей и озер, карст, эрозия и борьба с ней. Мерзлотные и наледные формы рельефа, их происхождение, распространение и влияние на жизнедеятельность людей. Ледниковые формы рельефа, их происхождение, распространение и влияние на хозяйство (лавины и борьба с ними). Общие закономерности распространения равнин и гор России.

Практическая работа. Установление зависимости форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Климат России. Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Методы исследования погоды и климата России. Картографические источники метеорологической информации: синоптические и климатические карты, климатограммы.

Климатообразующие факторы на территории России. Географическая широта и континентальность, свойства подстилающей поверхности. Трансформация воздушных масс.

Радиационный фактор: прямая, рассеянная и суммарная солнечная радиация и их распределение по территории страны. Распределение световой и тепловой энергии, изменение продолжительности дня и ночи по сезонам года, в течение суток, по широте и в зависимости от рельефа (абсолютной высоте, экспозиции и крутизне склонов).

Циркуляционный фактор: меридиональная и широтная (западный перенос), муссонная и местная циркуляция. Вертикальная циркуляция: циклоны и антициклоны, атмосферные фронты (теплый и холодный) России.

Воздушные массы территории России: типы, характеристики, движение. Климатическое районирование: пояса и области.

Стихийные явления: засухи, ливни, градобитие, ураганы, пыльные бури и метели, заморозки.

Сезоны года: особенности летнего и зимнего сезонов на территории России. Сезонность образа жизни населения России, ее влияние на характер традиционной одежды, жилища и питания. Сезонность хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве, транспорте, энергетике. Антропогенные погоды. Климат города. Агроклиматические ресурсы сельского хозяйства.

Практические работы. 1. Определение по картам атласа климатообразующих факторов отдельных территорий. 2. Сравнительный анализ синоптических карт, объяснение особенностей погоды отдельных территорий. 3. Оценивание климата отдельных территорий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Воды России. Воды России: наземные и подземные как составная часть гидросферы. Методы гидрологических исследований. Картографические источники гидрологической информации: гидрологические карты, гидрографы рек, гидрологические профили.

Водные объекты Мирового океана и вод поверхности суши на территории России: моря и части океанов, реки и каналы, озера и водохранилища. Речные бассейны и водоразделы.

Жизнь и работа рек: источники питания и режим, уклон, падение, скорость течения, водоносность (расход и годовой сток), ледовый режим. Реки равнин и гор. Речной и морской транспорт: главные порты, экологические проблемы. Загрязнение вод суши и Мирового океана на территории России, экологические проблемы вод и пути их решения.

Практические работы. 1. Объяснение закономерностей размещения различных видов вод (рек, озер, болот, ледников и др.). 2. Оценивание обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

Живая природа России. Российская часть единой биосферы планеты. Взгляд на биологические объекты глазами географа. Картографические источники биологической информации: карты ареалов распространения основных видов животных и растений, геоботанические профили.

Растительный мир России. Растительные ресурсы: природные и антропогенные. Основные отрасли растениеводства и районы распространения.

Животный мир России. Охотничье-промысловые ресурсы суши и вод России. Пчеловодство и бортничество. Рыболовство и рыбоводство.

Роль особо охраняемых природных территорий России в поддержании и сохранении видового разнообразия мира ее живой природы. Понятия «заказник», «памятник живой природы», «Красная книга». Заповедное дело – особая национальная отрасль хозяйства страны.

Практическая работа. Составление прогноза изменения растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности на примере своей местности.

Раздел 4. Население России (6 ч)

Население России. Численность населения России и ее изменение. Рождаемость, смертность, естественный прирост. Демографические показатели качества жизни населения: детская смертность и продолжительность жизни. Демографические кризисы. Воспроизводство населения и его типы.

Миграции населения. Территориальная подвижность населения – результат неравномерности качества географической среды. Факторы внешних и внутренних миграций, их воздействие на хозяйство и жизнь людей.

Состав населения. Половозрастной состав населения: соотношение мужского и женского населения, «женский перевес» на территории России, факторы старения населения. Анализ половозрастных пирамид. Трудовые ресурсы: состав и использование, рынок труда, география безработицы.

Качество жизни населения. Экономическое развитие страны и демографические показатели качества жизни. Социальное обеспечение и основные показатели качества жизни: образ жизни и здоровье населения, уровень образования. Индикаторы качества жизни населения. Различия в уровне жизни населения различных районов России.

Экологическое состояние окружающей среды и качество жизни населения. Эколого-географическая ситуация в России и необходимость перехода к устойчивому развитию. Роль географии в решении проблемы.

Практическая работа. Определение по картам и материалам текущей печати основных направлений миграции населения России.

Наверх

9-й класс

Часть 2. География России: географические комплексы и районы

(68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 5. Географические комплексы (4 ч)

Системы географической среды и хозяйственная деятельность. Понятие «географическая система» как комплекс взаимосвязанных компонентов географической среды. Природно-хозяйственные системы: природные и антропогенные системы (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные). Разнообразие (классификация) географических систем: территориальные (ПТК) и аквальные (ПАК), зональные и азональные, основные и переходные, современные и реликтовые. Понятие «ландшафт». Природные и антропогенные ландшафты. Заповедники и другие особо охраняемые территории России как эталоны природных геосистем: состав, размещение.

Почвы и аквальные системы – особые природные образования. Почва – особая географическая система. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Свойства, состав и строение почвы. Понятия «почвенные горизонты», «плодородие».

Основные типы почв равнин и гор. Пахотные почвы. Почвенная карта. Почвенные ресурсы – достояние России. Мелиорация и рекультивация почв. Искусственные почвогрунты, гидропоника и тепличное хозяйство. Экологические проблемы почв России.

Аквальные системы: естественные и искусственные. Природные аквальные комплексы (ПАК): шельфа, озер, рек. Общие свойства и отличительные черты. Зональность и азональность ПАК. Взаимосвязь компонентов ПАК. Искусственные аквальные системы – водохранилища, каналы. Экологические проблемы.

Практическая работа. Определение механического состава почвы.

Земноводные географические системы. Болота: происхождение и развитие, виды, распространение. Ресурсы болот и их использование. Солончаки, солонцы, солоди: происхождение и распространение. Мелиоративные системы.

Зональные природно-хозяйственные системы. Учение о географической зональности. В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А.А. Григорьев и М.И. Будыко – основоположники учения о ландшафтах. Особенности жизнедеятельности и хозяйствования в зональных природных комплексах. История освоения природных зон на территории России.

Арктические пустыни и тундры. Ледовый покров и многолетняя мерзлота, экстремальные климатические условия (сильные ветры, полярная ночь) – важнейшие факторы сдерживания хозяйственной деятельности. Жизнь и быт народов Севера: особенности расселения, одежды и жилища, оленеводство и промыслы. Особо охраняемые природные территории.

Лесотундры и зоны лесов. Западная и восточная, северная, средняя и южная тайга: географические различия, внешний облик и состав древесных пород. Смешанные и широколиственные леса: внешний облик и состав древесных пород.

Лес – источник материальных и духовных ценностей народа. Роль лесов в истории государства. Традиционные виды деятельности коренных народов тайги. Лес – главное богатство России: состав и распространение лесов, лесопользование, основные лесохозяйственные районы страны. Современная лесистость России (карта). Понятия «лесное хозяйство», «лесовосстановление». Очаговое освоение и заселение. Лесная промышленность России: история, состав, размещение, крупнейшие предприятия. Экологическое состояние лесов России. Экологические проблемы зоны лесов. Особо охраняемые природные территории.

Лесостепи и степи. Почвы – основное природное богатство зоны. Малоснежность, недостаточное увлажнение, сильные ветры и пыльные бури – природные стихии степи. Антропогенное преобразование лесостепной и степной зон. Освоение и заселение: степь кочевников-скотоводов и степь земледельцев, современная зона сплошного освоения, главная житница России. Экологические проблемы и пути их решения. Противоэрозионная, почвозащитная, климатическая и водоохранная роль лесополос. Особо охраняемые природные территории.

Пустыни и полупустыни. Экстремальные условия жизни для животных и растений и адаптация. Жизнь и быт коренных народов в экстремальных условиях. Редкоочаговое расселение. Опустынивание – следствие хозяйственной деятельности. Вода – ценнейший ресурс. Ирригация и богарное земледелие. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа. Составление прогноза изменения природы зоны (по выбору учащегося) в результате хозяйственной деятельности.

Азональные природно-хозяйственные системы. Высотная поясность – основная географическая закономерность в горах. Характер высотной поясности в зависимости от местоположения и высоты гор. Высотные пояса. Мозаичность и сложность географических систем гор. Расселение человека в горах. Условия жизни и быта горских народов. Хозяйственная деятельность в условиях ранимой природы гор. Особо охраняемые природные территории.

Географические системы, созданные человеком. Экономика страны как хозяйственная система (комплекс). Системы материальной и нематериальной сфер хозяйства.

Межотраслевые комплексы (системы): комплекс отраслей первичной сферы (сельское и лесное хозяйство); комплекс отраслей вторичной сферы (ККМ, ВПК и машиностроение, электроэнергетика); комплекс отраслей третичной и четвертичной сфер (сфера обслуживания, транспорт и связь, наука, информация и управление). Карты отраслей хозяйства. Понятие о «территориально-производственном комплексе» (ТПК).

Расселение – как система. Карта плотности населения. Города как системы: типы городов, городской образ жизни. Урбанизация. Агломерации – системы городов. Сельские населенные пункты.

Раздел 6. Районирование России (3 ч)

Понятие «районирование». Почему на территории нашей страны необходимо выделять географические районы. История районирования в России. Виды районирования. Районирование природы, населения и хозяйства. Схемы природных и социально-экономических районов. Комплексные социально-природные районы. Карты районирования и другие источники информации.

Раздел 7. Географические районы (40 ч)

Характеристика районов дается по следующей схеме:

1. Географическое положение.

2. Природные особенности и географические закономерности.

3. История освоения природы и заселения территории.

4. Население (традиции, быт) и трудовые ресурсы.

5. Хозяйство района и его географический рисунок.

6. Социальные, экономические и геоэкологические проблемы района.

7. Внутренние различия и основные центры.

Европейская часть России

Восточно-Европейская равнина

Европейский Север

Центральная Россия

Поволжье

Предкавказье и Кавказ

 
Уральский регион – рубеж Европы и Азии

Азиатская часть России

Западная Сибирь

Средняя Сибирь

Дальний Восток

Практические работы. 1. Составление комплексной географической характеристики района; определение межрайонных различий. 2. Сравнительная характеристика районов. 3. Определение тенденций хозяйственного развития районов нового освоения.

Раздел 8. Россия в современном мире (6 ч)

Заключение (1 ч)



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии