Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Использование игровых ситуаций на уроках географии
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7кл), природного явления (6кл), государства (7кл, 10кл) и представить его на «суд мировой общественности» класса.
Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.
Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект Японии, и.т.д.
Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию.
На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».
Вопросы для геолото которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.
Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.
В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, зачит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.
При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.
На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые игры. Например, в седьмом классе при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации:
1. Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике. Расскажите о случившемся, о попытках выжить.
Восьмиклассникам после изучения темы о Сибири и Дальнем Востоке предлагаю следующие ситуации:
1. Вы едете в поезде по Транссибирской магистрали от Хабаровска до Омска. Что вы увидите из окна поезда?
2. Представьте, что в начале сентября вы пошли в лес за грибами в тайгу Предбайкалья и заблудились. У вас куртка, сапоги, коробка спичек, два бутерброда. Что в таких экстремальных условиях вы сможете предпринять?
Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать.
Очень интересно проходит деловая игра по экономической географии. Вот несколько ситуаций для девятого класса:
1. Вы работаете в окрестностях Уренгоя на буровой. Какие трудности в работе и в быту вы испытываете?
2. Вы - руководитель крупного акционерного общества в районе Южноякутского ТПК. Выберите и обоснуйте профиль строящихся предприятий. Как будут решать ся проблемы кадров жилищного строительства, охраны окружающей среды?
Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.
Отчет о проделанной работе за учебный год (2000-2001) над методической темой «Воспитание патриотизма у школьников девятых классов через обучение географии».
Патриотизм (от греч. «patris» — Родина) — любовь к Родине, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». (СЭС). На протяжении всей своей истории народы, населявшие Россию, отличались высоким патриотизмом. Именно это чувство позволяло нашм предкам одерживать многочисленные победы над теми, кто посягал на территории страны, на свободу и независимость её народа. Каждое государство, проводя внутреннюю политику, разрабатывает и осуществляет (на различных уровнях) систему мер, направленных на воспитание патриотизма у своих граждан. Люди среднего и старшего возраста хорошо помнят, как на протяжении многих лет через средства массовой информации, литературу, кинематограф, пионерскую, комсомольскую организации, на каждом уроке в школе в нас вселяли чувство гордости за то, что нам посчастливилось родиться в этой стране. Пусть методы были небезупречными, но, надо признать, что мы выросли патриотами. Что же изменилось сегодня? Распались пионерская и комсомольская организации (при этом ничего равностоящего молодежь взамен не получила). Кинематограф несет в нашу жизнь очень много зла, насилия, пошлости. Мы давно признали, что наши дети очень мало читают литературу серьезную. В лучшем случае - это справочники, энциклопедии, учебная, научная литература. В худшем - дети совсем ничего не читают! Говорят, что в последние годы средства массовой информации стали более правдивыми. Но как-то уж очень однобоко, с одной, черной стороны, показывают нам правду. Как будто нет ничего хорошего вокруг! Время летит быстро. И вот уже слышно со всех сторон, что растет поколение злое, бездушное, не любящее своей Родины. А что они должны любить? Наши дети не знают ничего хорошего о своей стране! В прошлом учебном году, на одном из уроков в девятом классе, с одной из учениц у нас началась дискуссия о преимуществах жизни в другой стране. Послушав со стороны, можно было подумать, что мы живем не в одной стране, - так по-разному мы её характеризовали. Я видела, как менялись взгляды учеников в процессе дискуссии и поняла, что мы, учителя, можем, а значит должны влиять на жизненную позицию этого «упущенного» поколения. Вот почему в этом учебном году я выбрала себе тему «Воспитание патриотизма у школьников девятых классов через обучение географии».
В девятых классах на уроках географии мы изучаем экономику России (в восьмом классе — природу). Еще летом, при выборе учебника и составлении программы я обращала внимание на темы, при изучении которых возникает чувство гордости за свою Родину. При подготовке к урокам, стараюсь строитть их таким образом, чтобы ученики чувствовали свою сопричастность к проблемам страны. Ведь знающий, активный, думающий, ищущий пути решения проблемы ученик — неравнодушный к судьбе своей Отчизны, уже наполовину патриот. Но самое главное, конечно качество знаний. Ведь не зря говорят «Патриотизм начинается с глубокого изучения своей Родины». Чтобы повысить качество знаний включаю в программу большое количество практических работ и социокультурные практикумы. А с целью повышения интереса к изучаемому материалу провожу внеурочную работу по предмету. В осенние каникулы ездила с группой учеников по «Золотому кольцу» России. Выбор как самого маршрута, так и каждой экскурсии, был не случаен. С учениками оговаривалась цель каждого посещения. После поездки мы неоднократно собирались, обсуждали увиденное. Ребята оформили стенды, которые висят в рекреации у кабинета географии. По теме «Народные промыслы Центральной России» была собрана выставка изделий народных промыслов и показана во время вечера, который состоялся в рамках проводимой недели географии в школе. Сейчас закончен сбор материалов для следующих стендов. Мы приглашаем учителей литературы и музыки присоединиться к нам, с тем, чтобы вся рекреация третьего этажа была посвящена России, её географии, истории, литературному и музыкальному наследию. Воспитывая тем самым у учащихся чувство гордости за свою Родину. С двадцать первого по двадцать шестое июня запланирована поездка в Санкт-Петербург с последующим оформлением стенда. А так как невозможно эту работу остановить, бросить, то на следующий год я уже планирую с ребятами походы, поездки по Саратовской области с целью более близкого знакомства со своим краем, своей малой Родиной, продолжая воспитывать тем самым чувство патриотизма у наших детей.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел