Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Урок обобщения, систематизации и проверки знаний по теме «Гидросфера»
Цели урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Гидросфера». Обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов, через литературные произведения.
Оборудование урока: Физическая карта полушарий, таблицы с изображением объектов гидросферы, технические средства обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Правила игры:
Играют шесть команд по пять-шесть человек. Каждой команде задается по одному-два вопроса или задания на каждом этапе. Если команда отвечает неправильно, или не может ответить на вопрос, то имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает жетон. После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.
II. Обобщение, систематизация и контроль знаний.
Задание 1 «Географическая цепочка».
Командам предлагается определить, что обозначают цифры, написанные на карточках:
18м, 1054м., 2%., .11022м., 35%0, 1620м., 42%0,
10км/ч., 3530м., 30.000км., -402м., 80м. в сутки.
Задание 2 «Найди лишнее слово».
1) исток, устье, марена, водораздел.
2) Волга, Дон, Обь, Амазонка.
3) Обь, Амазонка, Аму-Дарья, Волга.
4) Балхаш, Байкал, Каспийское.
5) Ниагарский, Панамский, Анхель, Виктория.
6) Гренландия, Аравийский, Кольский, Скандинавский.
7) Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Течение Западных Ветров.
8) Бенгальский, Мексиканский, Магелланов, Персидский.
9) Черное, Балтийское, Средиземное, Карибское.
10) Новая Гвинея, Сахалин, Индостан, Гавайские.
Задание 3 «Конкурс эрудитов».
1) В каком море ловят рыбу - жителя трех частей света?
2) Какое море в древности называлось Янтарным и почему?
3) На каком материке нет рек?
4) В какое море не впадает ни одна река?
5) Какое море самое пресноводное в мире?
6) Может ли соленая вода превратиться в пресную?
7) Устье какой крупнейшей реки Европы находится ниже уровня океана?
8) Гда расположено самое большое скопление островов?
9) Есть на земле замечательный материк. Следуя вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана. Что это за материк?
10) Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, два материка, два государства?
11) Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами?
12) Воды каких двух океанов омывают все материки кроме одного?
Задание 4 «Литературные загадки».
1) Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
«Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но в Волге вода есть реки Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле,
И в Таньганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки - часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.».
И. Якимов.
2) Почему М. Ю. Лермонтов изобразил Терек диким и необузданным? В чем причина?
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.»
3) О какой реке написал эти стихи наш саратовский поэт
Н. Палькин? Где берет начало река?
«Вот отсюда, именно отсюда.
Из глубин лесного рудника,
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.»
4) Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А.С. Пушкиным на поверхности моря?
«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго помнить буду
Твой гул в вечерние часы.»
«К морю».
5) Почему поэт пишет, что у Байкала «чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?
Как море чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
И. Ландо.
6) О какой реке написал эти стихи А. Твардовский?
Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
Из гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль - семь тысяч рек,
Она со всех концов собрала -
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
Задание 5: «Знаешь ли ты карту?»
Не пользуясь картой, назовите правильный ответ:
1. Остров Мадагаскар находится от Африки на Юго-Востоке или Юго-Западе?
2. Какое течение южнее: Гольфстрим или Лабрадорское?
3. На территории Западно-Сибирской равнины протекает река Обь или Лена?
4. Какое море расположено севернее: Охотское или Берингово?
5. Какое озеро расположено западнее: Ладожское или Онежское?
6. Какой океан омывает Южную Америку с запада - Тихий или Атлантический?
7. Что расположено южнее: Карибское море или Мексиканский залив?
8. Бенгальский залив омывает Индостан с запада или с востока?
9. Что находится севернее: Гибралтарский пролив или Бискайский залив?
10. Что находится западнее: Баренцево или Карское море?
11. Какой водопад находится севернее: Анхель или Игуасу?
12. Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
Задание 6. Географические загадки-шутки по теме «Гидросфера».
1. Название какого озера состоит из теплой материи и буквы? (Байкал).
2. Какой остров заявляет, что он спортивная одежда? (Ямайка).
3. Слог первый - название востока,
Второй же - в земле вырывают глубоко,
А целое можно узнать без труда:
Его окружает сплошная вода. (Остров).
4. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой длинной рекой Европы (Иволга).
5. Какой нос всегда мерзнет? (Канин нос).
6. Какой остров говорит о своей величине? (Ямал).
7. Где и почему «Илья Муромец» низвергается с «Небес на Землю»?
8. В какие ворота может пройти даже ледокол? (Карские Ворота).
9. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля).
10. Какой пролив в древние времена носил название Геркулесовых столбов?
11. Назовите «цветные моря», где они находятся?
12. Существует ли море без берегов?
III. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество баллов, и самые активные учащиеся.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел