Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Контроль знаний |
Тесты по литературе
В2
10 класс Прочитайте текст и выполните задания А1 - А6; B1 - B8,
C1.
Зачем нужна литература в школе?
(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
(13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.
(15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.
(17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...
(В. Непомнящий)
À1. 1 Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?
1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным
образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.
3) Основное назначение литературы - быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».
4) Не читая Пушкина, Гончарова. Достоевского и других русских писателей, мы. наш народ в целом, были бы другими.
А2. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?
1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.
2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.
3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.
А3. Определите стиль и тип речи текста,
1) научно-популярный стиль, повествование
2) художественный стиль, описание
3) публицистический стиль, рассуждение
4) научный стиль, рассуждение
А4. Укажите, в каких предложениях автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы.
1) 2, 3 2) 4, 5 3) 10, 11 4) 15,16
À5. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 7 и 8 4) 9 и 10
А6. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?
1) вопросительные и восклицательные предложения
2) ряды однородных членов
3) развернутые сравнения
4) оценочная лексика, слова в переносном значении
Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом(-ами).
В1. В первых двух абзацах найдите предложение, в одной из частей которого повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Укажите его номер.
В2. Из предложения 7 выпишите частицу.
В3. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.
В4. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами.
В5. Среди предложений 7-12 найдите простое распространенное предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите его номер.
В6. Найдите в тексте предложение, в котором тире используется для выделения вводной конструкции. Напишите его номер.
В7. В 2-х последних абзацах найдите простое предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите его номер.
В8. Среди предложений 5-12 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, в котором в главной части используется безличное предложение. Напишите его номер.
С1. Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?
Оцените речевое оформление текста: укажите, какие средства языковой выразительности помогают автору изложить свою позицию ярко, эмоционально, убедительно. Приведите 2-3 примера из текста.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел