Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Урок-путешествие по страницам романа "Евгений Онегин" 9 класс
Оборудование:
Репродукции картин А.Г.Венецианова "Пряха", М.Шибанова "Крестьянская свадьба", Б.М.Кустодиева "Масленица".
Оформление класса:
Важно в классе создать неповторимую атмосферу: обязательно в оформлении должны присутствовать элементы убранства русской избы-светелки. На доске портрет А.С. Пушкина и его слова: "Народность в писателе есть достоинство, которое может быть оценено одним соотечественником - для других оно или не существует, или даже может показаться пороком..."; "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь. народу" (А.С. Пушкин. "О народности и литературе").
Урок начинается с вступительного слова учителя.
Почти с юношеского возраста Пушкин обратился к собиранию, изучению и широкому всестороннему использованию народного поэтического опыта. Уже "Руслан и Людмила" - его первая поэма обратила на себя внимание прежде всего связью с народными песнями и сказками, что вызвало горячее одобрение одних и негодование других. Эти другие уподобляли автора гостю "с бородою, в армяке, в лаптях", который "втерся" бы в Московское благородное собрание и "закричал бы зычным голосом": "Здорово, ребята!". "Неужели бы стали таким проказником любоваться?" - задавал критик риторический вопрос, считая, что подобное творчество "хоть кого выведет из терпения". Интересно, как Пушкин отнесся к этой статье - он перепечатал ее в предисловии ко второму изданию поэмы, видя в поэме точное определение своей творческой позиции. Размышляя о самостоятельном пути русской литературы, записал: "Есть у нас свой язык: смелее! - обычаи, история, песни, сказки и прочее". С годами интерес к народному творчеству у поэта рос и углублялся. Впервые в русской литературе Пушкин ввел живое фольклорное слово. В речи его героев зазвучали прямые и скрытые песенные цитаты, пословицы и поговорки, и все увидели в них подлинную народную мудрость. В своих произведениях он коснулся всех жанров русского фольклора. Сказочная и несказочная проза, календарные и семейные обряды, лирические песни, пословицы и поговорки - все это так или иначе нашло отражение в его художественной практике, в письмах, критических статьях. Он один из самых первых вышел за писывать фольклор на ярмарку, в народное многолюдство.
Была у Пушкина, как у всякого русского человека, внешняя скромность. Но он знал себе истинную цену и через всю жизнь пронес верность девизу лицейской юности. А девиз тот был: "Для общей пользы".
Ученик: Для общей пользы откроем еще раз любимые страницы "Евгения Онегина": не зря этот роман назван "энциклопедией русской жизни".
Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины,
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
Входит сказительница села Дарья Парфеновна Петрова.
- На пороге весны в деревнях отмечали веселый праздник - масленицу. Название праздника - масленица - не случайно. В последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, а молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, еще не были под запретом. Масленицу праздновали целую неделю, которая так и называлась - масленичной или сырной. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы масленицы, прощеный день. Думаю, в этот день Александр Сергеевич был особенно весел, по русскому обычаю в этот день прощали друг друга, целовались, мирились, если обидели когда-то друг друга словом или делом. Встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целовались, приговаривая: "Прости меня, пожалуйста"; другой отвечал: "Бог тебя простит".
Ученица: Наверняка Александр Сергеевич певал и песни подблюдные, хороводные, бывая в Михайловском, Захарове, Тригорском. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов.
ПЕСНЯ ДЕВУШЕК
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.
Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимтесь, милые,
Закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи.
Сказительница:
Березынька кудрявая,
Кудрявая моложавая,
Под тобою, березынька,
Все не мак цветет,
Под тобою, березынька,
Не огонь горит,
Не мак цветет -
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березынька,
Все песни поют.
У ч е н и к: А потом начиналось застолье:
Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор.
Гостеприимной старины,
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
Сказительница: А про лен не случайно батюшко Александр Сергеевич разговор завел. Вспомните его первую строчку из сказки "О царе Салтане": "Три девицы под окном пряли поздно вечерком".
Сама жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, делали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. И сколько же труда надо вложить, чтобы было из чего сшить! Стебли льна держали в руках вместе с корнем, молотили цепами для удаления семян. Льняное волокно-то и содержалось в стебле. Добыть его не так-то просто: лен две-три недели вымачивали в воде, затем просушивали. Стебли мяли, трепали, удаляя костру, чесали гребнями. В результате получалась мягкая, пушистая кудель - сырье для прядения. Из нее девицы и пряли пряжу вечерком.
Ученица: Не только про гостеприимство, но и про родство на Руси Александр Сергеевич добродушно и добросовестно написал в "Евгении Онегине":
Гм! Гм! читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
Позвольте: может быть, угодно
Теперь узнать вам от меня,
Что значит именно родные.
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,
О Рождестве их навещать
Или по почте поздравлять,
Чтоб в остальное время года
О нас не думали они...
Итак, дай Бог им долги дни!
И сколько таких истин сказано в "Онегине" о русском характере. Читаешь - и диву даешься, в самом деле - это же о нас, это про нас.
Ученица (обращается к сказительнице):
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне...
Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?
Сказительница:
И, полно, Таня!
В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
Ученица:
Да как же ты венчалась, няня?
Сказительница:
Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
Учитель:Есть у Пушкина баллада "Жених", написанная в 1825 году, в этом же году появилась и первая глава "Онегина". Эта баллада по форме и содержанию насквозь проникнута русским духом:
На утро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
"У вас товар, у нас купец.
Собою парень молодец.
И статный и проворный,
Не вздорный, не зазорный.
Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живет, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера
Ее за воротами;
Не по рукам ли, да с двора.
Да в церковь с образами?"
Она сидит за пирогом
Да речь ведет обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.
"Согласен, - говорит отец, -
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светелке скучно.
Не век девицей вековать,
Не все касатке расцветать,
Пора гнездо устроить,
Чтоб детушек покоить".
Удивительным национальным духом проникнуты сцены сватовства. И если национальное родное составляет одно из высочайших достоинств поэтических произведений Александра Сергеевича Пушкина, то народность взята из жизни, в которой мужики и бабы, бородатые купцы, помещики и мещане пересыпают свой незатейливый разговор русскими пословицами и поговорками, а еще словами, имеющими отношение к русскому народному жилищу.
Сказительница: "Не выбирай невесту, выбери сваху" - так поучала народная мудрость. Свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Вопрос о выборе жениха или невесты в те времена, как уже упоминалось, единолично решали родители. Советоваться с женихом или невестой было не принято. Они могли впервые встретиться только под венцом. Правда, в деревне, где все друг у друга на виду, такое вряд ли могло произойти.
Главную роль при сватовстве играла сваха. Чаще всего эту обязанность исполняла немолодая, опытная женщина, родственница или знакомая семьи жениха. От свахи требовалось особое умение красиво и убедительно говорить, ведь часто ей приходилось расхваливать не слишком ходовой "товар". Не зря в народе говорили: "На свашечкиных речах, как на санях - хоть садись да катись".
Обычно сваха приходила в дом невесты и издалека, иносказаниями и намеками заводила разговор. Ее диалог с родителями невесты мог выглядеть примерно так. Сваха: "У вас - товар, у нас - купец". Если родители хотели отказать, они отвечали: "Наш товар непродажный", если желали продолжить разговор, приглашали сваху к столу, "на хлеб-соль".
Ученик:
И между тем душа в ней ныла,
И слез был полон томный взор.
Вдруг топот!.. кровь ее застыла.
Вот ближе! скачут... и на двор
Евгений! "Ах!" - и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит; взглянуть назад
Не смеет; мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
И, задыхаясь, на скамью
Упала...
Сказительница: Изба, печь, плеть... - прошли столетия, а слова эти по-прежнему живы и знакомы не только сельским жителям. Великий Пушкин тоже употреблял в своей речи эти простонародные слова. Сени - это своеобразный проход между улицей и жилой частью дома, защищающий его от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме того, сени соединяли жилую и хозяйственную части дома. Через них можно было выйти в сарай, на скотный двор, на чердак. По сей день в деревнях хозяйственная часть дома называется двором. Строили его и двухъярусным: в нижнем находилось несколько хлевов (для коровы, овец и свиней), конюшни, птичник, в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном.
Ученица: Откроем милые страницы. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет".
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Сказительница: Вот и дровни - сани с развалами для перевозки дров, тулуп - вид шубы, более бесформенный, кушак - разновидность пояса, заимствовали с Востока. Длинный, в несколько метров, он много раз опоясывал талию. Кушаком подпоясывали кафтан, шубы.
Все это наше, русское!
Ученик:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Сказительница: Зимой крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. В это время, казалось, жизнь на селе замирала. Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходился шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений.
Учитель: Сегодняшнее путешествие с Александром Сергеевичем Пушкиным по страницам романа "Евгений Онегин" подошло к концу. Как и во всяком путешествии, где-то мы останавливались подольше, к чему-то прислушивались и приглядывались повнимательнее, но это не беда, всегда можно вернуться в понравившийся уголок, побыть в нем по дольше и рассмотреть поближе. Это было путешествие в мир русской культуры, в мир далекого прошлого своего народа. А "уголков" этих в бессмертном "Онегине" еще очень много, и я надеюсь, что время от времени вы будете совершать путешествия по роману, дабы не забыть прошлое и знать настоящее своего народа.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел