Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Организационные материалы и документы |
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СМЕНЫ С ДЕТЬМИ.
1. Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.
Подросткам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение
3. В нашем отряде хороший вожатый.
4. Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые занятия в детском лагере.
9. Я считаю, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. Когда я уеду, то буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:
У= общая сумма баллов : общее количество ответов
Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворености, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности подростков жирзнью в детском лагере.
2. Метод “Недописанный тезис”
Этот метод заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая, которые он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т. п. Например:
Ø Хороший детский лагерь – это..
Ø Если бы я был начальником детского лагеря, то непременно…
Ø Когда я вижу вожатого, идущего навстречу, то..
Ø Самое главное в жизни нашего отряда – это..
Ø В нашем детском лагере больше всего ценится…
Ø Больше всего меня радует (огрчает)…
Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно. Время на ответ дается ограниченное с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).
При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”. Сопоставление по этим трем характеристикам взглядов подростков разных отрядов дает интересную картину.
3. Методика опросника
(очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод). Дается задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо или что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни детского лагеря (отряда), больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (отряда).
Выглядит это так:
В нашем детском лагере:
Хорошо: |
Плохо: |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
6. |
6. |
И т. д. |
И т.д. |
Анализ полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
4. Метод ассоциативного текста.
Избирается одно слово, которое в наибольшей степени предельно четко обозначает изучаемый предмет или явление. Подросткам предлагается написать как можно большее количество слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом. А время при этом строго ограничивается. Призыв же написать «как можно больше слов» звучит настойчиво и убедительно. Итогом анализа становятся обобщенные характеристики ассоциаций.
5. «Игра в слова»
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда:
Наш отряд – это ____________________ и ____________________ люди. Они собрались для того, чтобы ________________________ и ___________________, провести время и научиться _________________________. Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что _________________________ и ________________________.
Наш отряд объединяет ________________________ мальчишек и ____________ девчонок, а также ____________________ вожатых, которые ________________ здесь в детском лагере . Наши вожатые помогают нам в ____________________ и нам вместе с ними __________________ и ________________.
6. Анкета.
Ø Какие игры, дела помогли вашему отряду узнать друг друга, узнать свои силы?
Ø Когда вам скучно в вашем отряде, когда весело? Как ты думаешь, от кого это зависит?
Ø Кого в вашем отряде больше: отдыхающих или участников смены?
Ø Чему научили вас ваши вожатые за эти дни? За что им можно сказать спасибо?
Ø Ваш вопрос организаторам смены_________________________________
Ø Ваше мнение о смене, о лагере _________________________________
7. «Рейтинг популярности»
Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения. Например: красный – дело прошло интересно, помогло нам решить проблемы нашего отряда; зеленый – дело помогло нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга; желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы долго обсуждали вместе. После того, как карточки розданы и получены ответы на все вопросы ребят, организовывается коллективная работа. Каждый из присутствующих располагает карточки рядом с теми делами, которые прошли за эти дни в отряде или лагере. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов.
Результат работы – анализ субъективных и объективных оценок происходящих в лагере или в отряде событий.
8. Система прощальных огоньков
Назад в раздел