Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Тренинг |
Я – РАЗУМНЫЙ!
Задачи
Ученики научатся развивать рациональные чувства «Я», чтобы избежать конфликта, когда они пытаются решить проблему.
Время
30 минут
Материалы
Лист бумаги, карандаш
Процедура
Это упражнение поможет ученикам развить свои навыки в решении конфликтов. Люди, которые эффективно общаются хотят, чтобы их выслушали и хотят видеть реакцию, на сказанное ими. Они хотят уменьшить сопротивление. Оно возникает, когда слушатель чувствует, что его порицают, на него нападают. Когда активируется защитная система слушателя, уменьшается возможность сотрудничать и изменить своё поведение.
Уменьшить сопротивление можно с помощью убеждения, вместо порицания. Говорящий должен высказать свою мысль без порицания, а потом выразить свои чувства. Например, говорящий высказывает свою мысль о поведении слушающего: «Когда ты игнорируешь меня…», а потом выражает свои чувства: «Я злюсь, потому что мне нужна помощь в выполнении заданий для того, чтобы получать только отличные оценки в этом триместре». Это высказывание должно положить начало изменения в поведении слушающего.
А вот как звучит порицательное высказывание. «Ты меня выводишь! Ты не обращаешь на меня никакого внимания! Я не смогу получать только отличные оценки в этом триместре. И всё из-за тебя, всё потому что ты никогда мне не помогаешь выполнять домашние задания!» Есть разница? Сейчас вы можете себе представить сколько сопротивления накопится у слушающего. Вместо того, чтобы искать выход из положения, он чувствует необходимость защищаться. Использование убеждения вместо порицания намного эффективней в решении конфликтов!
После того, как вы объясните ученикам разницу между убеждением и порицанием, раздайте им листы «Я – разумный!». Во-первых, попросите их решить проблему, связанную с поведением одного человека, без порицания, в первой колонке. Во вторую колонку они записывают информацию «Я» о своих чувствах. В третью колонку нужно вписать последствия такого поведения для ученика. В конце, ученики должны составить убедительное высказывание, используя отрывки предложения, записанные в нижней части листа. В качестве домашнего задания, они могут испытать такого рода высказывания, чтобы убедиться, что они намного эффективнее в решении конфликтов.
Я – РАЗУМНЫЙ!
У тебя были проблемы с друзьями? А в семье? Может ты не знаешь точно как справиться с проблемой и эффективно решить её. Это упражнение поможет тебе развить свои навыки в решении конфликтов. Для начала послушай разъяснения учителя об убеждении и порицании. Потом заполни нижеприведённую диаграмму. Шаг за шагом ты придёшь к решению своей проблемы!
Объективные утверждения о поведении, которое вызвало проблему |
Мои чувства |
Последствия для меня |
|
|
|
А теперь сделай необходимые выводы из изложенного выше и составь убедительное утверждение.
Когда ты_____________________________________________________________
(поведение)
я чувствую___________________________________________________________
(чувства)
потому что___________________________________________________________
(последствия)
Назад в раздел