Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Проектная деятельность на интегрированном уроке как средство повышения мотивации изучения иностранного языка (на материале английского языка и обществознания) в старших классах средней общеобразовательной школы
Как известно, одним из важнейших принципиальных требований современной отечественной дидактики является связь между учебными предметами. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки, как считают А.В. Конышева [3], Е.И. Пассов [4] и другие, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося. В данном случае каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют более чётко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены.
Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов, в данном случае обществознания и иностранного (английского) языка.
По мнению И.А. Зимней [1], особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен». Он изучается как средство общения, а тематика и ситуация для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач интегрированного обучения, как считает Е.С. Полат [5], является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы, и вместе с тем повышает качество образования.
В настоящее время значение межпредметных связей в образовании возрастает и приобретает форму интегрированного урока. При современном стремлении к интеграции научных знаний, их синтезу, это один из путей интегрирования школьного образования, который является средством повышения общеобразовательного, общекультурного потенциала школы.
Однако в современном образовании сохраняется противоречивая ситуация: усиливающиеся интеграционные тенденции сосуществуют с сильной дифференциацией. Продолжаясь достаточно длительное время, эта разобщённость создавала определённые барьеры, разъединявшие науки о природе, человеке и мире в целом, задерживала их прогрессивное развитие, но вместе с тем порождала объективные предпосылки для сближения научных знаний.
Процесс объединения наук очень сложен и длителен, поэтому для осознания его сущности необходимо обратиться к истории вопроса.
Еще в эпоху Возрождения многие педагоги говорили о необходимости установления взаимосвязей между предметами в процессе обучения: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [Я.А. Каменский]. Наиболее полное раскрытие идея межпредметных связей получила в педагогических сочинениях великого русского педагога К.Д. Ушинского. Использование межпредметных связей, отмечал он, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей. Данную идею Ушинский относит к числу важнейших в формировании целостных и системных знаний у детей. Его оценка значимости межпредметных связей в обучении оказала огромное влияние на педагогов второй половины XIX - начала XX вв., среди которых В.Я. Стоюнин, Н.В Бунаков, В.И. Водовозов и другие.
Первые методические рекомендации содержали советы следующего характера: при объяснении нового материала и при повторении привлекать знания из других учебных предметов, опираться на них. Данные рекомендации созвучны с требованиями к каждому современному уроку, в том числе и истории.
Коренные изменения в стране, вызванные событиями 1917 года, повлекли за собой и реформирование школы.
Созданные программы в 1931 – 1932 годах, прочно поставили всё содержание школьного образования на предметную основу. Работы советских педагогов П.Н. Груздева, П.Н. Шимбирёва, М.А.Данилова, Б.П. Есипова и других углубляли дидактическую роль межпредметных связей. Они обращали особое внимание педагогов «на осмысление системы и логики предмета и тех связей, которые существуют между отдельными темами и вопросами». Они выделяли ряд преимуществ установления межпредметных связей, среди которых взаимное использование знаний, устранение дублирования материала, формирование целостной системы взглядов.
Существенный вклад в развитие теории межпредметных связей внесли в 50-ые годы XX века ленинградские педагоги. Несколько коллективов разрабатывали эту проблему с позиции системного подхода к обучению, активизации учебной деятельности учащихся. Под руководством советского психолога Б.Г. Ананьева была создана «координационная сетка», где были указаны этапы развития фундаментальных научных понятий по всем программам школьного обучения. Она помогала использовать материал одного предмета для изучения другого.
На данном этапе делались попытки классифицировать межпредметные связи. Первичная систематизация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие связи (М.Н Скаткин, Н.М.Верзилин, П.Г. Кулагин и др.). Однако изменение учебных программ нарушило логико-понятийные и временные координационные связи, снижалась их практическая ценность и возникла потребность в поиске более надёжных критериев, отражающих многоаспектность межпредметных связей. Так, были выделены информационные связи: фактические, понятийные, теоретические. Была также отмечена общность объектов изучения, методов познания, теорий и законов и на этой основе названы соответствующие виды связей между предметами.
Была выявлена возможность не только общности содержания, но и общности учебных умений, способов деятельности учителя и учащихся. В исследованиях этого периода обнаруживается стремление к поиску более обобщённых, универсальных, менее зависимых от конкретного расположения учебного материала в программах критериев выделения видов межпредметных связей.
В 1980-е годы происходит обобщение и осмысление опыта по реализации межпредметных связей. Созданы работы о широких возможностях интеграции в педагогике, о её объективной необходимости, о формах и механизмах реализации, о влиянии на структуру педагогического знания и образования. Список авторов, изучавший этот вопрос достаточно широк, среди них: И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, А.А.Симонова, В.С. Безрукова и др.
В методической литературе появились издания, например, труды Румянцевой Д.И., Бахтиной О.И., Малахова И.А., которые содержали рекомендации по реализации межпредметных связей на уроках истории, географии, обществознания. Под руководством Безруковой В.С. при Свердловском инженерно-педагогическом институте была создана Всесоюзная школа-семинар под названием «Интеграционные процессы в педагогической теории и практике», в рамках которой проведено восемь сессий, где работники школ, ВУЗов участвовали в дискуссиях, деловых играх, проверяли результаты исследований, искали оптимальное соотношение теории и практики.
Таким образом, в истории педагогики накопилось ценное наследие по теории и практике межпредметных связей, а именно:
• обосновывалась объективная необходимость отражать реальные взаимосвязи реального мира в учебном процессе;
• подчёркивалась мировоззренческая функция межпредметных связей, их роль в общем, умственном развитии школьников;
• выявлялось их положительное влияние на формирование системы знаний;
• предпринимались попытки готовить учителя к реализации межпредметных связей;
• разрабатывалась методика скоординированного преподавания различных учебных предметов.
Накопленный опыт по установлению межпредметных связей служит мощным фундаментом для дальнейшего развития педагогической и методической науки. Межпредметные и внутрипредметные связи являются основой педагогической интеграции. Однако эти связи лишь частично могут решить накопившиеся проблемы. В последнее время понятие межпредметных связей употребляется всё реже, а перспективы связывают с интеграцией.
В настоящее время эта тема не утратила своей актуальности: педагоги-практики продолжают разрабатывать сценарии интегрированных уроков, основываясь на основных принципах:
К сожалению, следует отметить, что интегрированные уроки не слишком популярны, потому что они требуют очень большой подготовки и соответствующей заинтересованности учащихся, то есть мотивации. В связи с чем, кажется необходимым поиск и изучение различных способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в данном случае через проектную деятельность на интегрированном уроке английского языка и обществознания в старших классах средней общеобразовательной школы. Проблема исследования заключалась в поиске наиболее эффективного сочетания языкового материала в процессе подготовки проектного задания для повышения интереса и мотивации учащихся старших классов к изучению истории англо-говорящих стран.
Таким образом, была сделана попытка найти наиболее адекватные и эффективные приемы сочетания языковых знаний и знаний исторического материала стран изучаемого языка в различных сферах жизни общества на основе проектного задания для повышения мотивации в изучении обеих дисциплин. Необходимость этой попытки объясняется наличием низкой мотивации к изучению иностранного языка у учащихся старших классов (в данном случае 10 класса) средней общеобразовательной школы.
Подводя итоги и обобщая результаты проведенного эксперимента, можно сделать ряд следующих выводов:
1. Повышению уровня мотивации учащихся старших классов способствуют определенные условия, в которых следует учитывать их возрастные особенности. Этому также во многом способствует подготовка и учителя, и учащихся по освоению языкового материала, а также формы совместной учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, одной из которых является интегрированный урок.
2. Основой успешности интегрированного урока, в свою очередь, выступает проектная деятельность. Метод проектов, являясь исследовательским, одновременно органично интегрирует знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы. Он дает возможность учащимся применять полученные знания на практике. В современных условиях это очень важно. Во многом, поэтому выполнение проектного задания представляет значительный интерес для учащихся старших классов, а значит, способствует повышению мотивации к изучению тех предметов, где используется работа над проектами.
3. Выводы, составленные в результате теоретического изучения проблемы, подтвердились результатами проведенного эксперимента. Они доказывают, что проектная деятельность не просто интересна учащимся старших классов, но и, несмотря на возникающие трудности в процессе работы над проектом, во многом способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка на интегрированном уроке и его практическому применению в дальнейшем, а значит и эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя в целом.
Список использованной литературы
1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 2002. – 1-4 с.
2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1991. - №3
3. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск, 2003. – 176 с.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1991.–223с.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - №2, №3
Назад в раздел