Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 23 ноября 2024 г.

Сотрудники

  • Курилова Фаина Аглямовна

Ученики

  • Богатырева Мелисса Сергеевна
  • Калимуллина Зайнаб Фаритовна
  • Кузнецов Ренат Рустамович
  • Метелев Артём Олегович
  • Мышкина Василиса Антоновна
  • Халикова Кира Вадимовна
  • Шарафиев Радмир Раушанович

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Поурочные и методические разработки


 Я ЖИВУ, ЧТОБЫ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ
(Голос народа в поэме А.Ахматовой «Реквием»)


Великая земная любовь –вот движущее начало ее лирики.
Н.Скатов

Есть такое трудное,
Такое стыдное.
Почти невозможное –
Такое трудное:
Это поднять ресницы
И взглянуть в лицо матери,
У которой убили сына.
З. Гиппиус

Искры излетели из сердца.
Б.Зайцев

Цели урока:
•Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием»
•Вступление к теме «Репрессии в русской литературе ХХ века»
•Развитие умения оперировать изобразительно-выразительными средствами языка.
•Воспитание уважения к памяти прошлого.

Оформление доски.

Тема, эпиграфы. (второй и третий – закрыты)
Записи текстов (не по порядку)
Зрительный ряд – репродукции с картин:
Суриков «Утро стрелецкой казни»
Тициан «Святой Себастьян»
«Снятие с креста» (любая икона или картина нидерландских мастеров.)

Записи:

№1.
… Если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная его героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. (Н. Скатов)

№2.
Но вот грянуло. Ураган кровавый, все перевернувший. Правого и виноватого без разбору косивший. Но некие души и зажигавший. В нем они очищались, росли, достигали своей силы.
Буря Вас взрастила, углубила – подняла. (Б. Зайцев)

№3
Вы ни в ссылке, ни в «мертвом доме» не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю. Но искры излетели из сердца, вылетели стихами, но не за одну Вас, за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили Вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней. (Б.Зайцев)


№4
Вот и выросла «веселая грешница», насмешница царскосельская из юной элегантной дамы в первую поэтессу Родной Земли, голосом сильным и зрелым, скорбно звенящим, стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости. (Б.Зайцев)

ХОД УРОКА.

Учитель предлагает ребятам рассмотреть картины.
Какие из них знакомы?
Знакомы ли вы с исторической основой сюжета?
Что объединяет эти сюжеты? 
Мотив казни, причем казни невиновных людей.
С этого зрительного ряда мы и начнем с вами новую тему: репрессии в литературе ХХ века. Началом будет чтение и анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

Мы уже читали с вами стихи этого автора, когда изучали поэзию серебряного века. Скажите, каким вам запомнился образ ее лирической героини? Кокова ведущая тема ее стихов? (чт. №1)

Любовь. Определите одним словом это понятие. Итак, любовь – это…
Счастье, вера, страдание.
Образ какой любви вам встречался чаще в стихах Ахматовой?
Любовь – страдание.

Ф.М.Достоевский сказал: «Чтобы писать, страдать надо»

И действительно, страдание одних сломает, других очистит (чт. №2)

В романе «Погружение во тьму» О.Волков описал скорбный путь осужденных, идущих по этапу к месту заключения:

В этой веренице привидений – бескровные, изборожденные морщинами лица, потускневшие, отражающие все оттенки отчаяния взгляды. Головы обернуты изорванными платками, неподвижные зрачки, бесформенные, заношенные одежды на поникших плечах, согбенные спины и безжизненные повисшие руки… тысячи ног, обутых в гнусную обувь – в рваных башмаках, подвязанных веревками, в бесформенных калошах, обернутых в тряпье, перепачканных грязью, голых, изуродованных, побитых, омерзительных, бесшумно ступающих по камням дороги.

Но на воле было не лучше.

Чтение «Вместо предисловия»

Открывается второй эпиграф.
Выразительное чтение «Посвящения»

Чтение №3

Итак, поэма. Искры, излетевшие из сердца.

Послушайте поэму, постарайтесь услышать ту боль, тот полный отчаянья голос, который поэтесса вложила в свое произведение.
Чтение поэмы.

Как автору удалось сделать поэму голосом всего народа?
Найдите в тексте фольклорные и библейские мотивы, исторические параллели. С какой целью их использует поэт?

Чтение эпилога
Чтение № 4

Подведение итогов урока: запишите в тетрадь высказывания, расположив их в нужной последовательности – у вас получатся тезисы к уроку.

http://planuroka.ru/metod-kopilka



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии