Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Я ЖИВУ, ЧТОБЫ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ
(Голос народа в поэме А.Ахматовой «Реквием»)
Великая земная любовь –вот движущее начало ее лирики.
Н.Скатов
Есть такое трудное,
Такое стыдное.
Почти невозможное –
Такое трудное:
Это поднять ресницы
И взглянуть в лицо матери,
У которой убили сына.
З. Гиппиус
Искры излетели из сердца.
Б.Зайцев
Цели урока:
•Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием»
•Вступление к теме «Репрессии в русской литературе ХХ века»
•Развитие умения оперировать изобразительно-выразительными средствами языка.
•Воспитание уважения к памяти прошлого.
Оформление доски.
Тема, эпиграфы. (второй и третий – закрыты)
Записи текстов (не по порядку)
Зрительный ряд – репродукции с картин:
Суриков «Утро стрелецкой казни»
Тициан «Святой Себастьян»
«Снятие с креста» (любая икона или картина нидерландских мастеров.)
Записи:
№1.
… Если Блок действительно самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная его героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. (Н. Скатов)
№2.
Но вот грянуло. Ураган кровавый, все перевернувший. Правого и виноватого без разбору косивший. Но некие души и зажигавший. В нем они очищались, росли, достигали своей силы.
Буря Вас взрастила, углубила – подняла. (Б. Зайцев)
№3
Вы ни в ссылке, ни в «мертвом доме» не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю. Но искры излетели из сердца, вылетели стихами, но не за одну Вас, за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили Вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней. (Б.Зайцев)
№4
Вот и выросла «веселая грешница», насмешница царскосельская из юной элегантной дамы в первую поэтессу Родной Земли, голосом сильным и зрелым, скорбно звенящим, стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости. (Б.Зайцев)
ХОД УРОКА.
Учитель предлагает ребятам рассмотреть картины.
Какие из них знакомы?
Знакомы ли вы с исторической основой сюжета?
Что объединяет эти сюжеты?
Мотив казни, причем казни невиновных людей.
С этого зрительного ряда мы и начнем с вами новую тему: репрессии в литературе ХХ века. Началом будет чтение и анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».
Мы уже читали с вами стихи этого автора, когда изучали поэзию серебряного века. Скажите, каким вам запомнился образ ее лирической героини? Кокова ведущая тема ее стихов? (чт. №1)
Любовь. Определите одним словом это понятие. Итак, любовь – это…
Счастье, вера, страдание.
Образ какой любви вам встречался чаще в стихах Ахматовой?
Любовь – страдание.
Ф.М.Достоевский сказал: «Чтобы писать, страдать надо»
И действительно, страдание одних сломает, других очистит (чт. №2)
В романе «Погружение во тьму» О.Волков описал скорбный путь осужденных, идущих по этапу к месту заключения:
В этой веренице привидений – бескровные, изборожденные морщинами лица, потускневшие, отражающие все оттенки отчаяния взгляды. Головы обернуты изорванными платками, неподвижные зрачки, бесформенные, заношенные одежды на поникших плечах, согбенные спины и безжизненные повисшие руки… тысячи ног, обутых в гнусную обувь – в рваных башмаках, подвязанных веревками, в бесформенных калошах, обернутых в тряпье, перепачканных грязью, голых, изуродованных, побитых, омерзительных, бесшумно ступающих по камням дороги.
Но на воле было не лучше.
Чтение «Вместо предисловия»
Открывается второй эпиграф.
Выразительное чтение «Посвящения»
Чтение №3
Итак, поэма. Искры, излетевшие из сердца.
Послушайте поэму, постарайтесь услышать ту боль, тот полный отчаянья голос, который поэтесса вложила в свое произведение.
Чтение поэмы.
Как автору удалось сделать поэму голосом всего народа?
Найдите в тексте фольклорные и библейские мотивы, исторические параллели. С какой целью их использует поэт?
Чтение эпилога
Чтение № 4
Подведение итогов урока: запишите в тетрадь высказывания, расположив их в нужной последовательности – у вас получатся тезисы к уроку.
http://planuroka.ru/metod-kopilka
Назад в раздел