Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 26 ноября 2024 г.

Сотрудники

  • Суглова Галина Борисовна

Ученики

  • Коновалов Роман Алексеевич
  • Коробейников Арсений Павлович
  • Шайдуллина Сафия Равильевна
  • Шакирова Самира Халилевна

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Статья


Экзаменационное эссе по обществознанию.

Рекомендации по подготовке.

 

Последнее задание единого государственного экзамена по обществознанию относится к числу наиболее сложных. Выпускникам предлагается следующее:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, т.е. не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

 

 

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

1

 

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представление о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

 

 

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

1

 

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ

Собственная позиция выпускника не представлена.

0

КЗ

Уровень приводимых суждений и аргументов

 

 

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

3

 

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ

Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. ИЛИ

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретичеких положений и выводов. ИЛИ

Раскрыты несколько аспектов проблемы (темы) при недостатке теоретической или фактической аргументации.

2

 

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ

Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументации.

1

 

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ

Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

 

Максимальный балл

5

 

 


Чем эссе по обществознанию отличается от эссе как литературного жанра, к которому обращаются мастера художественного слова, поэты, философы, ученые, мыслители?

 

 

 


ПРОТИВОРЕЧИЕ

между формой и содержанием

 

 

 

ФОРМА                                                                                        СОДЕРЖАНИЕ


дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершснности, открытости, образности, художественной изобретательности.

 

ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятиями, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса.


Как же решить эту проблему?

ВАЖНО!!!

ü  Решающее значение придается содержательной стороне - владению обществоведческой терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в сооветствующем контексте.

ü  Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции экзаменуемого (право автора на субъективность, на дивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме!).

ü  Проблема должна быть раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях.

 

С чего начать?

Ø   Выбор темы

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, правоведение, социальная психология, философия.

Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или культурологического знания.

 

Выбирая проблему, вы должны быть уверены в том, что:

·         имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

·         ясно понимаете смысл высказывания (не согласны с ним, а понимаете, что именно утверждает автор);

·         можете выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

·         владеете обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании, обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

·         сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

 

 

Алгоритм действий при выборе темы эссе:

1)   ознакомиться с предложенными темами;

2)   определить, к какой базовой науке относится каждая тема;

3)   определить смысл предложенных высказываний (ответить на вопрос: «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?);

4)   осмыслить проблему в контексте базовых наук (ответить на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»);

5)   сформулировать свое отношение к высказыванию (ответить на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция поданному вопросу?»);

6)   определить обществоведческие термины, понятия обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (ответить на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

7)   отобрать факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают вашу позицию (ответить на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).

 

Ø  Черновик.

Работу необходимо начинать с черновика, Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в око­чательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже, в некоторых случаях, формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике)...

Полезно выписать на черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".

В черновик полезно также выписать вводную и заключительную фразы будущего эссе.

 

ВАЖНО!!!

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Зкзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл, Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание сущность.

 

 

Рассмотрим три примера.

 

1. В качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос - всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науки?»

2. Тема эссе - «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если совесть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Прогресс - отец проблем» (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как можно принять эту точку зрения нам, людям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представляют мысль автора: изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы зависит от темы и в еще боль­шей степени от самого автора эссе, Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения, предпочтительным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность сказанного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой - позволяет перейти к основной части эссе. Во втором случае остается не вполне ясным, понимает ли выпускник тему. Этот вопрос для экзаменаторов остается открытым. Что касается третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Выпускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписывая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.

 

Что значит быть в контексте задания?

 

Рассмотрим эссе, за которое эксперты выставили оценку 0 баллов.

Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей).

«Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие - наоборот.

Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.

Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают, Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

Эксперты сочли, что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находятся не в контексте задания. Что это значит? О каком эссе говорят, что оно не соответствует контексту, «выпадает» из него?

Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Ей предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают (?) продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («не подсунули ли мне дешевую подделку?»); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты: из личного опыта («Что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее») и общественной жизни (не все люди считают, что есть вещи, которые не продаются и не покупаются) - не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание в том, что «искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать» - оказывается, можно покупать, не расходуя!).

Основная причина состоит в том, что он не сумел осмыслить тему в верном контексте, он не увидел смысла проблемы, а потому не раскрыл ее, не смог сформулировать своего мнения о ней.

Между тем широкий контекст темы определяется в задании - в нем четко указывается базовая наука, в рамках которой следует рассматривать проблему. Более точный (узкий) контекст должен увидеть выпускник. В рассматриваемом примере речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребителя. Соответственно, обществоведческие термины и понятия, которые помогли бы автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, доходы и расходы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и др.).

 

Эссе по общество знанию находится в контексте задания, если:

1)      оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;

2)      автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

3)      ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы, и отношение к ней;

4)      использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

 

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументированно обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

К достоинствам эссе, дополнительным аргументам в пользу того, что его выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

ü краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);

ü имен его предшественников, последователей или научных противников;

ü описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

ü указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

ü указания на альтернативные варианты решения проблемы.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

 

Пример эссе

«Если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое "как"». (Ф. Ницше)

В своем высказывании выдающийся немецкий философ Фридрих Ницше, поднимает немаловажную проблему смысла жизни. Эта проблема занимает умы человечества ни одно поколение. Что он подразумевает под словами "Зачем и как"? Думается, под словом "зачем" он понимает слово цель, а под словом "как" способы ее достижения.

На современном этапе развития общества, люди стали стремиться к росту, не важно к какому: карьерному, духовному, культурному. Каждый сам выбирает для себя приоритеты. Очевидно, многие люди научились ствавить для себя цель. А что же такое цель? Цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе неё лежат мотивы, обусловленные интересами. Несомненно, стоит понимать, что такое мотивы. Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Итак, по-моему мнению мы выяснили, что же значит слово "зачем" в высказывании.

Под словом "как" я понимаю те жизненные трудности, препятствия, проблемы, которые предстоит выдержать ради достижения цели. Достаточно, вспомнить высказывание В. Г. Белинского: "Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни". Да, человеку, которому незачем жить, не к чему стремиться, безусловно, очень тяжело. Он просто теряется в динамичном обществе. Все куда то бегут, чего то добиваются, а этот человек идет медленным шагом, постепенно деградируя как личность. В итоге у него нет жизни.

Абсолютно иной выглядит ситуация с целеустремленным человеком. Одним из замечательных примеров может служить Генрих Шлиман. Еще в детстве очарованный поэмами Гомера, Шлиман поставил перед собой цель - найти Трою. Для достижения своей цели он с юности много трудился, изучал языки, занимался предпринимательством, дважды заключал браки по расчету. Это позволило ему накопить достаточно средств для проведения раскопок в поисках Трои. Воистину, «если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое "как"». Поэтому я поддерживаю мудрую мысль Фридриха Ницше.

В заключение хочется отметить, что не всегда пути достижения цели являются нравственными, и выражение философа поднимает еще одну жизненноважную проблему.

 

 

Алгоритм действий при написании эссе:

 

1.     Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2.    Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а)            интересна вам;

б)           вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в)           по данной теме есть что сказать (знаете термины, сможете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.). «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»).

3.   Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4.      Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер), т.е. сформулируйте свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»);

5.      Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

6. Для каждого аргумента подберите примеры, из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).

7.      Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).

8.      Подумайте, какие литературные приемы вы будет использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

9.      Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

10.       Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

11.       Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

12.       Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

 

 



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии