Ёлектронна€ приемна€

ƒни рождени€!

ћетеостанци€ школы

–еальна€ погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты

“емпература:   -17,8∞ —
по ощущению: ---∞ —

ƒавление:   ------мм
¬лажность: 0%

Ќаправление ветра: ----
—корость ветра: 0,0м/с

ѕолный список

¬озможность проведени€ уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы
GISMETEO: ѕогода по г.»жевск

”частник јссоциации лучших школ

јссоциаци€ Ўкол —колково

ѕроверка знаний ѕƒƒ

Ѕаннер ≈диного портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Ёкспедиции

¬ каникулы школой организуютс€ экспедиции: краеведческие, этнографические, экологические, гл€циологические, георгафические, биологические, геологические, археологические, биолого-химические, туристические, творческие и другие.

Ќаличие школьного туристического автобуса делает проведение экспедиции мобильным и оперативным. “ема и программа экспедиции определ€етс€ из годового плана работы объединени€ дополнительного образовани€. Ёкспедици€ на ”ралѕоэтому экспедиции €вл€ютс€ логическим завершением учебного года, служат базой дл€ развити€ исследовательской де€тельности учащихс€, €вл€ютс€ попул€рной формой организации каникул€рного отдыха детей и способствуют пополнению учебных кабинетов коллекци€ми полезных ископаемых, гербари€ми, природными материалами, фотографи€ми и видеофильмами. ƒанные, полученные в ходе экспедиций, €вл€ютс€ основой дл€ продолжени€ де€тельности детей и педагогов в новом учебном году.

¬ школе действует единственный в республике школьный музей геологии. ¬се экспонаты были собраны учащимис€ во врем€ геологических экспедиций. ¬ насто€щее врем€ коллекци€ музе€ насчитывает несколько сотен экспонатов.


 ѕодготовлены и проведены следующие экспедиции:

-   раеведческа€ экспедици€ "ћой край". ”дмуртска€ республика.

- Ётнографическа€, краеведческа€ экспедици€ "”дмуртска€ усадьба". ”дмуртска€ республика.

- Ёкологическа€ экспедици€ "—кора€ помощь реке". Ќижнее течение реки »ж.

-  омбинированна€ экспедици€ "ћежду трех морей". јзовское, „ерное море (»жевск- раснодар-“емрюк-ƒжубга-“уапсе-¬олгоград-»жевск).

- ћедико-биологическа€ экспедици€ "»сследование изменений физиологических показателей подростков". ёжный ”рал, „ерное море.

- “уристско-гл€циологическа€ экспедици€ "Ћучше гор могут быть только горы".—еверный  авказ.

- √еологическа€ экспедици€ "  хоз€йке медной горы". ёжный ”рал.

- Ёнографическа€ экспедици€ "“ени јлангасара". д. ћувыр Ўарканского района, ”дмурти€.

-  раеведческа€, географическа€ экспедици€ "  истокам реки  ама".—ело  улига, ”дмурти€.

- Ѕиологическа€ экспедици€ "‘лора и фауна юга ”дмуртии". —ело  аракулино, ”дмурти€.

-  раеведческа€ экспедици€ "Ћингвистическое краеведение". с.  аракулино, ¬€тское, «уевы  лючи, ѕеревозное.

- “уристско-геологическа€ экспедици€ "Ћучше гор могут быть только горы". —еверный  авказ.

- √еологическа€ экспедици€ "  хоз€йке медной горы". ёжный ”рал.

- јрхеологическа€ экспедици€ "јркаим - колыбель цивилизаций". ћузей "јркаим", юг „ел€бинской области.

- “уристическа€ экспедици€ "“аганай". «аповедник "“аганай", ёжный ”рал, г. «латоуст.

- Ѕиолого-химическа€ экспедици€ "—вежий ветер". «аповедник "“аганай", ёжный ”рал.

- Ёкологическа€ экспедици€ "Ёкологическое состо€ние водоемов". –ека »ж, на всем течении.

- Ётнографическа€ экспедици€ "ћо€ мала€ –одина". ѕо южным районам ”дмуртии.

- Ѕиолого-медицинска€ экспедици€ "Ќа пути к здоровью". —еверные районы ”дмуртии

- Ѕиологическа€ экспедици€ "–астени€ в нашей жизни". Ѕашкортостан, ”дмурти€, „ел€бинска€ область.

- “уристско-географическа€ экспедици€ "Ўаг за горизонт". —еверный  авказ.

- Ётнографическа€ экспедици€ " ультура моего народа". ѕо южным районам ”дмуртии.

- Ёкологическа€ экспедици€ "Ёкологическое состо€ние водоемов". –еки юга ”дмуртии.

- Ётнографическа€ экспедици€ "Ќароды вдоль реки »ж". Ќаселенные пункты вдоль реки »ж.

- “ворческа€ экспедици€ " олорит". —еверные районы ”дмуртии.

- “уристско-биологическа€ экспедици€ "¬месте дружна€ семь€". «аповедник "“аганай", ёжный ”рал

¬овлечение школьников в поисковую работу развивает у них настойчивость, целеустремленность, формирует интерес к учебным предметам, гордость за проделанную работу, повышает значимость учащихс€ в школьном коллективе. ¬о врем€ поездок дети получают массу положительных эмоций, вызывающих прилив сил и энергии, столь необходимых им дл€ повышени€ эффективности учебного труда.

¬се больше и больше детей в школе увлекаетс€ туристско - краеведческой работой. ¬озвраща€сь с каникул, реб€та привоз€т фотографии тех мест, где они побывали. ќни уже не просто следуют за родител€ми, а наблюдают, спрашивают, узнают. Ќескончаемы их рассказы об увиденном.

Ёкспедици€ на средний ”рал

— 17 по 19 июн€ 2012 года ученики 5"ј" и 6"Ѕ" классов вместе с родител€ми побывали в туристическом походе на  среднем ”рале в национальном парке «ќленьи ручьи». Ётот заповедник €вл€етс€ уникальным местом не только дл€ отдыха, но и дл€ исследовани€ и изучени€ природы. Ћагерь, состо€щий из 18 палаток, располагалс€ недалеко от родника, на очень живописной пол€нке. ћы посетили в заповеднике красивейшие места:  арстовый мост, ƒыроватый камень, скалу ”топленника,  Ѕольшой провал. Ќеизгладимое впечатление оставило посещение пещеры ƒружбы. ћы спустились  в одну из самых больших пещер на территории среднего ”рала и почувствовали себ€ в роли насто€щих спелеологов – исследователей пещер. ” скульптуры  Ђјнгел единой надеждыї, установленной на скале над рекой —ерьга,  каждый загадал желание, которое, по поверь€м, об€зательно сбудетс€.

     
       
     

—пелеотуризм

—пелеотуризм - это путешествие в глубину. Ёто подземное путешествие по карстовым колодцам, шахтам или пропаст€м, в окружении известн€ка, мрамора и доломита. —талактиты, сталагмиты, натечные образовани€ придают ощущени€ таинственности, сказочности и необычности. ¬ одно из таких подземных царств в районе г. √убаха и отправилась группа школьников. ѕуть в пещеры лежал через г. ѕермь, потом еще около 250 км., на северо-восток, в сторону небольшого поселка с населением ≈ 43 тыс. человек √убаха.
“ерритори€ √убахи расположена на западном склоне ”ральских гор. Ѕолее половины ее покрыто лесом, преимущественно темнохвойным с преобладанием ели, пихты, березы, липы. «десь произрастает много редких растений, 24 вида которых занесено в  расную книгу —реднего ”рала и –оссии. –азнообразен и животный мир. ¬од€тс€ лось, медведь, рысь, росомаха, куница, белка. ¬стречаютс€ горностай и лиса. »з птиц повсеместно распространены р€бчик, водитс€ тетерев, встречаетс€ глухарь, много вальдшнепов и бекасов. ƒл€ охраны определенных видов флоры и фауны образованы особо охран€емые природные территории: заказники «Ћадейный лог» и Ђ осьвинскийї. ¬сего на территории √убахи находитс€ 13 геологических пам€тников природы, среди которых 6 обнажений – стратотипы ѕермской системы, Ѕелый камень, две горы, карстова€ арка и карстовый мост. ¬ этом районе находитс€ 119 пещер.
√убахинские недра хран€т в себе промышленные запасы каменного угл€, германи€. ≈сть уран, алмазы, медь, железо. ¬стречаетс€ кварц, причем така€ редка€ его разновидность как горный хрусталь, также довольно часто встречаетс€ полудрагоценный поделочный камень — мраморный оникс.
√убаха отличаетс€  выгодным транспортно-географическим положением. ѕо ее территории проход€т железнодорожные пути с регул€рным пассажирским сообщением. ќт основных дорог отход€т ответвлени€, в основном используемые дл€ перевозки грузов.
“ерриторию города с юга на север пересекает автомобильна€ дорога  унгур-—оликамск, по которой осуществл€етс€ регул€рное движение автобусов, св€зывающих г. √убаху с городами  изелом, јлександровском, Ѕерезниками, ѕермью.
ј как прекрасны и неповторимы  скалистые берега  осьвы, как чиста вода в верховь€х реки! ќкрестности Ўироковского водохранилища называют маленькой ”ральской Ўвейцарией за великолепие природы вдоль берегов. 
Ќемирович - ƒанченко путешеству€ по  осьве в 1875 году в своей книге " ама и ”рал" так описал красоту этих мест: "—калы за скалами, некоторые совсем розовые... Ќа высотах утесы напоминают фантастические замки, внизу леса ползут по ним и, бессильные добратьс€ до темени, остаютс€ на полу-горе... ќкрестности, чем дальше по направлению к √убахе, тем станов€тс€ грандиознее. ј не доезжа€, вы совсем обманываетесь фантастическим складом утесов. Ёто дес€тки, сотни башен громозд€щихс€ одна на другую, крепостных стен... ѕротираешь глаза себе - куда попал €? Ќеужели это уголок –оссии?"
¬ этот город едут спелеологи со всей –оссии: окрестные пещеры привлекают своей необычностью, красотой, а иногда и исключительностью - 7 пещер мировое значение. Ќе смогли усто€ть и  романтики школы 97!!!
¬ этот уникальный уголок нашей –одины мы отправились поздней осенью. ¬ыехали на школьном автобусе вечером и уже к обеду на другой день были на месте. ќчень быстро разместились в школе (с которой была предварительна€ договоренность) и поехали на окраину города, чтобы откуда пойти в сторону Ћадейного лога. —тали тщательно готовитьс€ к заходу в пещеру. ƒл€ спелеопохода нужно об€зательно иметь следующее личное снар€жение: каска (чтобы не травмироватьс€), налобный фонарь (в пещере темным-темно, руки должны быть свободными), спецодежда в пещеру (большее врем€ приходитс€ ползти по глине, лужам и т.п.), теплый свитер (в пещере довольно прохладно), сапоги резиновые, шерст€ные носки (холоднооо…, сыроооЕ), резиновые и льн€ные перчатки (оп€ть-таки, в пещере холодно и сыро, но терпимо), скотч (замотать все места на одежде, куда может просочитьс€ вода), сменный комплект одежды (выходишь из пещеры как шахтер из забо€, только с головы до ног в гр€зи и глине - нужно об€зательно переодетьс€ в чистое), мусорный мешок под гр€зную одежду.

» вот мы укомплектованные, в предвкушении таинствен-ного, неизведанного, бодро  шагаем по очень красивой местности в сторону пещеры –оссийска€, расположенной в 5 км от реки.ѕеред воронкой – входом делимс€ на две группы. ѕерва€ уходить в пещеру, а мы остаемс€ на поверхности в течение часа. »дЄт морос€щий, осенний  дождь. ’олодно.

„тобы скоротать врем€ идЄм на  юго-восток Ћадейного лога к  карстовой воронке, глубина которой более 50- метров, где знакомимс€ с разнообразной тундровой растительностью: мхами и лишайниками. Ќаконец проводники дают сигнал к спуску в пещеру.

 

 

 

„тобы скоротать врем€ идЄм на  юго-восток Ћадейного лога к  карстовой воронке, глубина которой более 50- метров, где знакомимс€ с разнообразной тундровой растительностью: мхами и лишайниками. Ќаконец проводники дают сигнал к спуску в пещеру. ¬ход в пещеру представл€ет собой провальную кар-стовую воронку диаметром и глуби-ной 5 м в известн€-ковом массиве.

 

 

 

ѕрот€женность пещеры 1450 метров, глубина 72 метра. –оссийска€ пещера названа в честь 1 ¬сероссийского слЄта спелеологов. ¬ход в неЄ обнаружили 3 сент€бр€ 1983 года. –оссийска€ - древнее русло подземной реки.

—формирована в основном по трещинам напластовани€ и по тектоническим трещинам.

—талактиты и натечные образовани€ развиты повсеместно.

ѕещера представл€ет собой систему наклонных и горизонтальных ходов с уступами и колодцами.  —редн€€ температура от 3 до 4 градусов тепла по ÷ельсию. ¬ гротах «Ћагерный» и Ђ√улливерї обитает колони€ летучих мышей.

Ќедалеко от входа имеетс€ озеро с заберегами длиной 6 м, шириной 1,2 м, глубиной 2 м. —о страхом спускаемс€ вниз. «атем это чувство исчезает, забываешь что над тобой толща земли. ¬се мысли о том, как лучше пройти, куда поставить ногу, не отстать от впереди идущих.
Ќачало пещеры — много€русный меандр высотой местами до 10 метров. Ќебольшие ступени по 2Ч3 метра, требующие гимнастической страховки, узкие места («шкуродЄры») обход€тс€ по верху. ѕосто€нно помогаем друг другу.  ≈динственное преп€тствие Ч озеро и ступень после него, где требуетс€ верЄвка и страховка. Ќад озером и перед ступенью пробита шл€мбурна€ дорожка.
ѕерва€ группа проложила при помощи верЄвки горизонтальные перила над озером. »дти приходилось над озером упира€сь руками и ногами в отвесные стены.

ѕосле "подвешенного" √олубого озера есть уступ высотой 4 метров. —пускаемс€ в него по веревке. ѕосле ступени начинаетс€ грот «Ћагерный», налево — ЂЋагерна€ галере€ї. ƒалее грот Ђ√улливерї, самый большой грот в пещере.

ѕосле того, как вдоволь погул€ли по «√улливеру», решили сфотографироватьс€.
ѕерва€ группа ушла в «—вадебную галерею».

Ёто мы, над нами огромна€ толща земли, нам тепло, уютно и почти не гр€зно!

— левой стороны этого грота — «—вадебна€ галере€», котора€ заканчиваетс€ колодцем ЂЌебоскрЄбї. «десь посто€нно течет ручей, который падает со свода грота Ќебоскреб, образует водопады в колодцах и исчезает в непроходимом "шкуродере".
ѕещера –оссийска€ удивл€ет богатством натечных образований. »х особенно много в галере€х —вадебна€ и Ћагерна€. ¬стречаютс€ сталактиты конусовидной и трубчатой формы длиной до 0,8 метра и сталагмиты, похожие на пни спиленных деревьев до полуметра высотой - так называемые пагоды. «начительную площадь пещеры покрывает натечна€ кора, каскадные натеки. »меютс€ всевозможные, причудливые образовани€. ќкраска отложений разнообразна: белые, голубоватые, желтые, серые, бурые, черные. ÷вета по-разному распредел€ютс€ на поверхности натеков, образу€ четкие слои или намеча€ причудливые контуры.
Ўироко распространено "лунное молоко" - удивительное образование, которое в различных услови€х может быть полужидким, плотным, как творог, сыпучим, как мука. ѕри высыхании превращаетс€ в тонкую белую пыль. ѕо его количеству пещера не имеет себе равных на ”рале. ¬ гроте  аскадном права€ стена покрыта наростом мондмильха.

ѕещера 4-этажна€: этажи соединены постепенными переходными колодцами.
ќна поражает таинственной величавостью, необыкновенными спусками по каменным речкам и крутым подъемам.

√роты чередуютс€ небольшими коридорами. ¬ последний самом большом гроте "√улливер", мы увидим высоко над головой каменный купол и от него идущие колонны с причудливой формы подтеками. ћинут 30 находились в этом огромном подземном зале. »з грота двигаемс€ по свадебной галерее. ¬озвращаемс€ уже знакомой дорогой. ќчень сложно найти выход из грота √улливер. Ќагромождение камней закрывают туннель. ¬ыйд€ из пещеры быстро идем к автобусу, снимаем гр€зную одежду и едем в школу. –€дом с ней находитс€ бассейн, где нас уже ждут. “акое счастье после трудного дн€ прин€ть теплый душ и искупатьс€.  Ќочь прошла очень быстро. ѕообедали в городской столовой и поехали в сторону пос. ёбилейный в следующую пещеру.

ѕодн€лись на перевал. «а окном лежит первый снег. —урова€, северна€ природа просто очаровывает.
√еолог 2 находитс€ в 30-40 мин. ходьбы от дороги.

“ропа лежит вдоль известн€кового скальника, кое где с выходами каменного угл€. ¬ пещеру спускаемс€ теми же группами.

 то бы мог подумать, что эта щель между камн€ми и есть вход в пещеру

¬ход в виде провала /грота/ в скальной стенке переходит в меандрирующую щель. „ерез 5 м лаз под камнем выводит в грот. ѕосередине грота - камень, справа - дыра вниз, котора€ переходит в широкий наклонный лаз, вывод€щий в широкую наклонную галерею. ѕол - глыбовый навал.
Ёта галере€ - продолжение первого грота, через 20 - 30 м она выпадает в наклонный зал 40x50x30 м - грот Ќью-…орк. —пуск в него по большим наклонным глыбам. ¬низу так же глыбовый навал. »з этого грота можно выйти как в грот Ќаклонный, так и в засифонную часть пещеры.

¬ пещере удобно устроились на зимовку летучие мыши
„тобы попасть в засифонную часть, нужно залезть на глыбовый навал этого зала. ѕо правую руку будет заметен под самым потолком лаз. ƒальше идет так называемый прокатник - низкий широкий ход. ћежду глыбами на полу грота Ќью-…орк есть лаз вниз, вывод€щий в следующий зал Ќаклонный /15x30x100 м/. ѕол - глыбы различных размеров. Ќа дне с левой стороны провал.

¬низу течет река. ¬ этой пещере много узких лазов, «шкуродЄров». ѕроследовали в обратную сторону, дошли до грота, откуда предсто€л уже путь по узким пролазам вверх, ближе к выходу. ѕостепенно прошли еще несколько очень узких ходов, по глине и лужам, поднима€сь все выше и выше, пока, наконец, не увидели просвет от дневного естественного света. ќн показалс€ даже ослепительным, хот€ на улице были сумерки.

ћы вылезли на «свободу» ползком из узкой щели скалы как партизаны, уставшие, чумазые, гр€зные, но очень довольные пройденным сложней-шим маршрутом.

Ќа душе было чувство какой-то радости, эйфории, какого-то по-своему счасть€, и какой-то очередной значимой ѕќЅ≈ƒџ, выполнени€ поставленной задачи. ј дл€ многих из нас это еще и означало, что мы впервые прошли спелео. тур и не понаслышке теперь знаем о трудност€х таких походов.

¬ремени было около 18 час., мы прошли к автобусу. ѕо пути несколько реб€т «забежали» в пещеру –ебриста€. ƒл€ этого им понадобилось протиснутьс€ в эту щель.  

ѕереоделись в чистую одежду, гр€зную одежду сложили во вз€тые с собой мусорные мешки. ѕроехали в почти заброшенный пос. ёбилейный, который встретил нас заброшенными домами, школой без окон и дверей. — трудом нашли воду, приготовили ужин и  выехали в »жевск около 21 часов.
—овершив путешествие в природный мир «ападного ”рала, мы оставили в нашей душе незабываемые впечатлени€, и веритьс€, что дет€м захочетс€ снова побывать в спелеологических походах  и посетить другие райские уголки –оссии.

¬акансии

Ќовинки

ќбъ€влени€

‘орма одежды

–асписание зан€тий

«амена уроков

ћобильные уроки

Ќовые фото

ћы слушаем

ќтдых в каникулы

 онкурсы