Лев Толстой и Казань, "После бала", мобильный урок
06.02.2014 23:00:00
В феврале 2014 года у учеников 8-х классов состоялись мобильные уроки в Казани.
Ведущими мобильными учителями были Пислегина Елена Николаевна и Оксана Николаевна Иванова.
Именно с этим городом связано создание рассказа Л.Н.Толстого «После бала», в основу которого легли личные впечатления писателя. Уроки прошли в доме-музее Л.Н.Толстого, по тем улицам, по которым ходил Толстой и его герой. Учащиеся слушали лекции, принимали участие в творческих мастерских. Кроме этого, была организована обзорная экскурсия по замечательному городу Казани, посещение музея поэта 19 века Е.Баратынского и Казанского Государственного Федерального университета, где на восточном отделении философского факультета учился Л.Н.Толстой.
Казанский период жизни Толстого - это прежде всего Казанский университет, возглавляемый великим Н.И.Лобачевским, его выдающиеся ученые - математики, химики, медики, востоковеды, юристы, прославившие Россию, как своими исследованиями и открытиями так и своими демократическими взглядами.
В студенческие годы Толстой глубоко задумывался и размышлял о смысле жизни, впервые открыл для себя значение умственного самостоятельного труда. Не случайно, именно в эти годы, анализируя свои недостатки, рождается у него идея самоусовершенствования, стремление к развитию умственных способностей, совершенствованию физических, нравственных, волевых качеств.
Обширен круг чтения Л.Толстого в Казани. По свидетельству его сестры Марии, составившей список книг, прочитанных Львом Николаевичем с 14 до 20 лет, на него "очень большое" впечатление произвели "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени", повести Н.В.Гоголя, "Записки охотника", "Антон Горемыка" Григоровича, "Поленька Сакс" Дружинииа, "Три мушкетера" и другие романы А.Дюма и "огромное" - произведения Ж.Ж.Руссо - "Исповедь", "Эмилия", "Новая Элоиза".
Заметки путешественников
Всем, кто учился в школе, знаком хрестоматийный рассказ Л.Н.Толстого «После бала». А вот для нас мир рассказа оказался реальностью: вот дом, где с братом жил Толстой, сквер, в котором разворачивались основные события произведения, улицы, по которым ходил юный граф, завидный жених и нерадивый студент. Все это увидели ученики 8А, 8Б и 8Г классов, побывавшие на мобильном уроке «По местам Толстого в Казани».
| «Кому балы, кому шпицрутены…»
Начались наши уроки в Казанском (Приволжском) федеральном университете, одном из старейших вузов России. Мы увидели здание и аудитории университета точно такими же, какими их видел Л.Н.Толстой, побывали в аудитории, где он учился на юридическом факультете, посидели на его любимом месте – за последней партой. Актовый зал университета помнит студента Толстого, сдающего вступительный экзамен, а карцер помнит того же студента, опоздавшего на лекцию на две минуты! Все, что связано с писателем Толстым, бережно хранится в музее университета, где мы побывали.
А затем наш урок перенесся на улицы Казани: мы проехали по тем улицам, по которым ходил не только Л.Н.Толстой, но и его герои. Увидеть своими глазами место действия рассказа, дом, в котором жили персонажи произведения, пройти по маршруту героя возможно только на мобильном уроке, и, несомненно, это запомнится гораздо больше, чем просто урок! |
| Физики и лирики
Мы второй день в Казани, и наши мобильные уроки продолжаются. Сегодня мы провели творческие мастерские по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Одну из мастерских вели учителя русского языка и литературы, Оксана Николаевна Иванова и Елена Николаевна Пислегина. На занятии мы связали в единое целое все, что узнали из экскурсии и прочитанного произведения. Оказывается, существует так много «ниточек», которые можно протянуть от рассказа к жизни самого писателя. Одна из таких «ниточек» - это рассказ о жизни юного графа Льва Толстого в Казани. То, что рассказывали нам на экскурсии, легко увязалось с текстом, и после этого многое стало понятно в произведении. Мастерская «лириков» была посвящена деталям и антитезе, на которых построен рассказ Л.Н.Толстого. Некоторые из этих деталей, например перчатка, стали даже экспонатами выставки в музее Казанского университета. На мастерской «физиков», которую вела Наталья Викторовна Нагибина,- тот же текст, те же герои и портреты, но с точки зрения физических объектов. Мы выясняли, какие физические явления встречаются в рассказе Толстого, как влияет природа, ее явления на состояние и чувства человека, особенно это касается звука и света. Оказалось, даже небольшие изменения в природе влияют на человека, на его восприятие и отношение к людям. Обе творческие мастерские дополняли друг друга самым неожиданным образом, и никакого спора между «физиками» и «лириками» на самом деле не существует. |
Словарь антитез
1) Белый («Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках»)
Черный («Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей»)
2)Перо («Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и благодарность»)
Шпицрутен («Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина»)
3)Звуки мазурки («Музыканты уж с каким-то отчаянием усталости, знаете, как бывает в конце бала, подхватывали все тот же мотив мазурки…»)
Военная музыка («Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию»)
4)Прекрасная Варенька («Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная»)
Истерзанный татарин («Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»)
5)Статный полковник («Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик»)
Жестокий тиран («Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»)
6)Счастье главного героя («Все было мне особенно мило и значительно»)
Ужас после увиденного на площади («А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»)
7)Перчатки Вареньки («У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее.»)
Перчатки полковника («И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»)
8)Залитая огнями зала («Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского»)
Черная площадь («Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне»)
Выполнила ученица 8Б класса Ушакова Кристина
Возврат к списку новостей