Лучшая школа России
В апреле 2004 года наша школа стала победителем Всероссийского конкурса "Лучшие школы России" в номинации "Школа здоровья". Конкурс проходил в несколько этапов. Из 65 000 школ России только 10 были признаны "Лучшими школами России".
Как это было:
О начале Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» было объявлено в октябре 2003 года. Учредителем и инициатором его проведения выступило Министерство образования России. Новая педагогическая акция федерального масштаба была задумана с целью выявить наиболее успешные и творчески работающие школы и добиться, чтобы их вклад в образование был признан публично.
В состязание за почетный титул российские школы, которых на сегодня в стране насчитывается около 65 тысяч, вступили уже прошлой осенью. Сначала отбор проводился на муниципальном уровне, а затем - на региональном. На третий заключительный этап конкурса было представлено 197 заявок со всех концов страны от Камчатки до Калининграда. Здесь в работу включилась экспертная комиссия Всероссийского конкурса, в состав которой вошли представители Министерства образования РФ, Российской академии образования, других научных учреждений и общественных организаций. Экспертной комиссии, возглавляемой ректором Академии повышения квалификации работников образования Эдуардом Никитиным, перво-наперво предстояло определить по три лучших общеобразовательных учреждения в каждой из заявленных номинаций. Этот этап конкурса проводился, согласно положению, заочно. Школам необходимо было привести аргументы, на основании которых общеобразовательное учреждение было признано лучшим в субъекте Российской Федерации в текущем учебном году, представить программу развития с описанием механизмов ее реализации и ожидаемых результатов, а также фрагменты видеозаписи уроков и внеклассных мероприятий лучших учителей и сюжеты о жизни школы. Одним словом, отбор финалистов был достаточно жестким.
В марте 2004 года тридцатка лучших школ России была объявлена публично. Делегации этих школ в составе директора, одного учителя, одного ученика и одного родителя были приглашены в Москву на очный этап финала конкурса, который решено было провести 21-24 апреля 2004 года в культурно-выставочном центре «Сокольники» во время работы здесь Российского образовательного форума. Благодаря последнему конкурсанты смогли стать свидетелями и участниками различных конференций, мастер - классов и семинаров, проводимых в рамках форума. Ну а сами участники и гости Российского образовательного форума, среди которых был и заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов, не только воочию наблюдали за ходом конкурса, но и знакомились с лучшими общеобразовательными учреждениями страны.
В течение двух дней конкурсанты, пробившиеся в финал, представляли свои школы во время творческих самопрезентаций, демонстрировали собственные экспозиции, проводили пристендовые беседы. Всю эту работу внимательно оценивала экспертная комиссия. Здесь же в рамках конкурса председатель экспертной комиссии Эдуард Никитин вместе с директорами школ-финалистов провел круглый стол, где обсуждались проблемы современной школы.
За ходом конкурса пристально наблюдала педагогическая общественность и средства массовой информации: обсуждались отдельные творческие находки и представленные ноу-хау конкурсантов, делались прогнозы относительно того, кто будет победителем в той или иной номинации. Но даже жюри раньше назначенной даты - 24 апреля - не могло ответить однозначно на этот вопрос. Настолько сильными, разносторонними в своих возможностях и достигнутых успехах предстали гимназии, лицеи и школы перед взором экспертов.
Но конкурс есть конкурс. В назначенный день на торжественной церемонии закрытия конкурса были объявлены имена победителей в каждой из десяти номинаций. Главный приз конкурса - «Серебряный колокольчик», а также Почетный диплом Министерства образования и науки номинантам вручил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Кроме этих символов победы в конкурсе школам-лауреатам торжественно были переданы памятная табличка и денежный грант от Фонда поддержки и развития образования в размере 100 000 рублей.
И все же, главный итог конкурса - это новые друзья, новые возможности сотрудничества.
СМИ о конкурсе:
Национальная информационная служба "СтранаRU"
Победители конкурса, считает председатель экспертной комиссии Эдуард Никитин, станут «визитной карточкой» российского образования и со временем могут превратиться в образовательные центры международного уровня.
Не менее важно, что проведение этого конкурса даст стимул для развития и другим школам. «В педагогике, во многом, успех зависит не от зарплаты, а от призвания учителей», - уверен Никитин. По его мнению, смотр школ «замкнет круг» общероссийских конкурсов в области образования. Уже несколько лет в стране определяют «Учителя года» и «Лидера в образовании».
Журнал "Огонёк"
Председатель экспертной комиссии конкурса ректор Академии повышения квалификации работников образования Эдуард Никитин рассказывает:
- В числе лучших почти нет так называемых дворовых школ, финансирование которых ограничивается бюджетом. Почему? Дело в том, что общественность, родители не воспринимают их как лучшие. Люди хотят видеть результат, и их мало волнует, какими усилиями он был достигнут. Хорошая школа - это не та, в которой при копеечном финансировании еще работают учителя, все более или менее в порядке, чистота, а та, где ребенку по-настоящему комфортно, где дают твердые знания. От кого зависит создание именно таких школ? Во многом от директоров, их умения привлекать в школу деньги, работать со спонсорами. Эксперты конкурса, конечно, обращают внимание на то, кто возглавляет школу, - кресла директоров должны занять сегодня люди нового формата.
Посмотрев на материалы, присланные школами, вникнув в их работу, я убедился: общество не просто видит, оно поворачивается к проблемам школы. И это было для меня своего рода открытием - именно на уровне школы происходит социальное примирение, становление гражданского общества. Ведь если что-то в воспитании детей не получается у государства, то получится у его граждан. Но, вкладывая в школу, люди хотят, чтобы были соблюдены их интересы. И лучшие школы - это те, которые выполняют общественный заказ. Это не похожие, как раньше, друг на друга учреждения: они предоставляют разные услуги, разные образовательные программы при разных условиях обучения. У школ появилось «лицо», и я считаю это положительным фактором. При этом тенденция к разнообразию будет только укрепляться; школа все больше будет стремиться к тому, чтобы удовлетворить конкретные интересы конкретных людей и слоев общества. Меняться будет и образ учителя, директора.
Российская газета
Николай Никандров, президент Российской академии образования:
- К нам в академию часто обращаются с просьбой оценить качество образования в той или иной школе, не очень полагаясь на публикуемые в прессе рейтинги. Они составляются скорее по формальным показателям. Собственно, о качестве образования по ним судить очень трудно. Самые дорогие школы находятся, конечно, в Москве. Но на этом конкурсе представлена лишь одна столичная школа. Есть масса небогатых школ, которые ухитряются радовать педагогическими инновациями. Таким образом, деньги и качество не всегда совмещаются.
Теперь уже ясно, что лучшие российские школы - инновационные. Такие экспериментальные площадки стали значимым фактором развития образования в России. Хотя еще десять лет назад я сам относился к ним с известной долей скептицизма. В них часто рождается то, что в другие приходит значительно позднее и, может быть, вообще никогда не родилось бы в традиционных инновационных местах.
Журнал "Огонёк"
В следующем году вашему ребенку предстоит пойти в первый класс. В какой школе его лучше научат и воспитают? Или вы учитель и хотите знать, где и за что таких, как вы, учителей ценят? А может, вы директор школы, и вам до сих пор не известны «в лицо» ваши конкуренты? Впервые за много лет благодаря конкурсу «Лучшие школы России» люди узнают реальные «адреса хорошего образования».