В январе делегация нашей школы впервые приняла участие в Девятой Межрегиональной Зимней школы «Учитель года» в г. Москве. В основу проекта «Учителя года – школьникам России» положена идея - создать школу, в которой будут преподавать участники, лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет, а также их коллеги. Но поскольку учителя года работают в разных регионах России, то такая школа возможна только как временный учебный коллектив.
У Зимней школы две цели. Во-первых, силами учителей года по-новому раскрыть для учеников хорошо известные им школьные предметы. Во-вторых, Зимняя школа – это площадка для широкого обмена педагогическим опытом. Все уроки и мастер-классы являются открытыми для учителей того региона, в котором проводится программа.
Наши ребята получили уникальную возможность побывать на этих уроках и мастер-классах, которые проходили в течение 5 дней на базе московского интерната №45: абсолютных победителей А.В. Овчинникова, А.А. Демахина, М.Л. Стародубцева, А.Г. Успенского, победителей В.В. Кружалова, Т.В. Усовой и других замечательных учителей. В работе школы приняли участие более 130 человек из 21 региона России. По многолетней традиции, каждый регион был представлен на открытии Зимней школы. Удмуртия не стала исключением, тем более, что в этом году впервые она была представлена двумя делегациями: делегацией из города Ижевска и теперь уже нашими друзьями из Малопургинского района.
Кроме учебных занятий участников Школы ждала насыщенная культурно-развлекательная и образовательная программа. Мы ближе познакомились с Москвой во время обзорной экскурсии, побывали на роллердроме и в музее занимательных наук «Экспериментаниум», на мюзикле «Русалочка» и в Музее космонавтики. Пожалуй, одним из самых незабываемых мероприятий стала краеведческая игра «Московские штучки», которая дала возможность участникам увидеть Москву глазами самих москвичей. Одним из трех победителей в игре стала команда с романтичным названием ЛАмурОрУд, в составе делегаций Липецка, Амурской и Оренбургской областей и, конечно, Удмуртии (г. Ижевск)!
Завершилась Зимняя школа своеобразной зачетной работой - уже традиционным Брейн-рингом по итогам учебных занятий, в ходе которого представители разных классов отвечали на каверзные вопросы учителей. Приятно, что и здесь в числе победителей - наша ученица, Маша Чигвинцева!
Первая новогодняя неделя пролетела незаметно! А вместе с ней новые встречи и знакомства, незабываемые впечатления, удивительные открытия и надежды на то, что и весь новый год будет радовать тем же!
Первый день. Москва дождливая
После суточного путешествия на поезде мы наконец-то прибыли в Москву. Город встретил нас дождем. Поначалу нас немного пугало такое огромное количество людей и машин на улицах города, которое мы наблюдали. Запомнился первый Макдональдс, естественно. Предлогом для его посещения стала необходимость срочно выйти в интернет. После ужина нас ждала долгая прогулка по проспекту Мира до школы-интерната №45, в которой мы и расположились.
Второй день. Открытие Зимней школы
Утро началось с прибытия делегаций. Одними из первых приехали ребята из Республики Удмуртия и Липецка. В середине дня все делегации направились в актовый зал, где и происходило открытие Зимней школы. На открытии было много интересного. Началось все с добрых пожеланий высоких гостей – первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» и одновременно сопредседатель Межрегионального клуба «Учитель года» Ирины Георгиевны Димовой, главного редактора журнала «Химия в школе» Людмилы Семеновны Левиной и доцента кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Елены Михайловны Пахомовой. Затем начались выступления делегаций. Каждая команда представляла не свой регион, а другой, доставшийся по жребию. Регионы, впервые участвующие в мероприятии, рассказывали о себе сами. По традиции открытие завершилось пением под гитару гимна экспедиции, который собрал в круг новичков и «старичков».
Третий день. Уроки, мастер-классы и ролики
Утренняя программа школы началась интересными уроками. Но перед этим ученики были разделены в шесть классов: «А» и «Б» - старшеклассники, «В» - 9 и 10 классы, «Г» и «Д» - 8-9 классы, класс «Е» - 7-8 классы. На уроке учителя года Новосибирской области Александра Буханистова мы говорили о вирусах. И поняли, что вирус еще не признан ни живым, ни неживым организмом! Антибиотики не всегда нам помогают, поскольку вирус беспрерывно эволюционирует. Но это не повод расстраиваться, ведь медицина так же не стоит на месте. Но все же не позволяйте вирусу захватить ваш организм! Занимайтесь спортом, берегите свое здоровье! В царстве необычных свойств нашего зрения нам удалось побывать вместе с учителем года Кубани Андреем Ивановичем Семке. Мы узнали о строении органов зрения в живом мире, проделали массу занимательных опытов и поняли, что наш глаз – это уникальный оптический прибор. Глаза надо любить, беречь и защищать!На уроке учителя года Амурской области Дмитрия Филатова «Дальний Восток России - TERRA INCOGNITA?!» мы слушали легенды о реках Зея и Амур, разгадывали названия их персонажей, используя географическую карту, путешествовали по бескрайним землям народа эвенки.Необычным нам показался урок учителей из Калининградской области Дмитрия Горшенева Сергея Драба «Олакрез: пространство и время». На примере кругов Эйлера мы пытались объединить эти два понятия. В результате мы получили интегративную картину литературного творчества и фундаментального «пространства-времени». Кроме того, в рамках Зимней школы мастер-классы провели абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года России».На метапредметном мастер-классе абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2012» Александра Демахина «Живопись умерла» школьники смогли взглянуть на предмет МХК с другой, неизведанной стороны. Глядя на произведения известных испанских живописцев, мы вторгались в глубины человеческой фантазии, увлекаемые образами, рисовали свои картины и представления, фантазировали. Совсем другой способ обучения, не такой как в обычной школе, заставляет нас творить, придумывать новое проекты.
Четвертый день. Москва театральная
Интересными и занимательным нам показались уроки учителя года Вологодской области-2011 Марины Никоарэ «Роль принципа в мировой политике», учителя года Калининградской области-2007 Людмилы Соколовой «Открытка из города К.», учителя из Нижегородской области Оксаны Маляевой «История денег через их название», учителя из Нижегородской области Светланы Жигановой «Материк Гармония». На уроках мы создавали проекты, учились критически мыслить и решали глобальные проблемы нашей родины и хрупкой планеты Земля.Удивительный мир Скандинавии открыла нам учитель года Пермского края Юлия Неволина. Мы познакомились с удивительными и неповторимыми странами скандинавского полуострова: Финляндией, Швецией и Норвегией. Мы создавали буклеты об этих странах, а затем рассказывали об особенном и привычном, об удивительном и обычном. Правда, интересно. Никогда не думали, что математика, словно поэзия, может так стремительно увлечь. На уроке Надежды Растрепиной, учителя года Дона, учителя математики лицея №1 города Цимлянска мы расшифровывали таинственную гипотезу Пуанкаре. На примере простых фигур, ленты Мебиуса мы смогли открыть великую тайну Перельмана. Во второй половине дня была проведена обзорная экскурсия по столице. Огромное спасибо Владимиру Головнеру, лауреату конкурса «Учитель года Москвы-1997» за увлекательный рассказ и игру, которую он провел на знание истории златоглавой.
Пятый день. Московские штучки
Об органах чувств и современных гаджетах мы говорили на уроке абсолютного победителя конкурса «Учитель года Росиии-2011» из Липецкой области Алексея Овчинникова. Мы создавали устройства, с помощью которых можно ощущать вкусы и запахи. На уроке литературы учителя года Оренбургской области Кирилла Демушова «Познание (не)очевидного» мы погружались в произведение И.Бунина «Гражданин из Сан-Франциско», учились работать с текстом и словно следопыты открывали тайны текста великого писателя.
На уроке учителя года Адыгеи, учителя химии эколого-биологического лицея № 35 города Майкопа Ирины Маркиной мы познакомились с удивительным явлением - коррозией. Интерактивные опыты наряду с практическими заданиями раскрыли перед нами красоту удивительного явления. Мы посетили мастер-класс победителя конкурса «Учитель года России-2009», московского историка Владимира Кружалова. Темами этого урока стала история нашего календаря и проблема времени. Оказалось, время – это тайна, которую человеческим разумом постигнуть невозможно. Мы знаем о времени не так уж и много, как кажется. На самом деле у времени существует три измерения: средние солнечные сутки, синодический месяц, тропический год. При переводе из одной системы единиц в другую получается дробное число, и им нельзя пренебрегать, ведь небольшое округление приведет к значительным переменам! А эра – это не какой-то период времени, а точка отсчета времени. Интересную теорию выдвинул астрофизик Николай Козырев: время - один из способов передачи энергии!
Московские штучки
Вечером была проведена традиционная краеведческая игра «Московские штучки». Мы успели побывать на интерактивной выставке Ван Гога, продегустировать баблчай и капкейки, поменять в арткафе книги на чай и кофе, заглянуть на блошиный рынок, познакомиться со стритартом. Остальные члены команды участвовали во флешмобе и фотографировались с хипстерами, заказывали самое необычное блюдо в антикафе, узнавали, что такое букрессинг и селфились. Таким образом, в ходе игры мы познакомились с молодежным сленгом москвичей, узнали очень много нового и открыли нашу столицу с необычной стороны. Было весело и интересно. Итоги подводились на следующий день. Победителями в этой увлекательной игре стала наша сборная команда. Мы получили интересные призы: конфеты и пряники московских фабрик.
Шестой день. Конец – это начало
Нас поразил урок Романа Наливкина, учителя информатики, учителя года Воронежской области-2007 и Натальи Тихоновой, учителя русского языка и литературы, учителя года Воронежской области-2001. Первое, что впечатлило, - это название урока: «И». Но после стал ясен выбор столь необычного и глубокого название занятия. Кажется, совмещение таких предметов, как информатика и литература, - полный абсурд? Но это не так. Урок был безумно увлекательным. Мы составляли стихи из предложенных нам слов, данных в начальной форме, смотрели мультипликации, пытались передать их смысл через конструкцию «… и…». Скучать не приходилось! На уроке Андрея Успенского, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006» «Троица против… Троица за…» мы смотрели на иконы и оценивали их роль в жизни целых городов и народов. Речь шла о борьбе русского народа за родную землю, за родную страну.
Михаил Стародубцев
На мастер-классе «Диалог культур» абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008» Михаила Стародубцева мы познакомились с историей создания нотного ряда и попытались реконструировать древнегреческое пение. На примере геликона, древнегреческого музыкального инструмента, мы увидели связь математики и музыки.
Вечером был проведен брейн-ринг. Первое место занял класс «А», с чем мы их и поздравляем. Чуть позже прошло закрытие Зимней школы. Вручены грамоты ученикам, благодарственные письма учителям. Сказаны последние слова… Осталось только спеть… Зазвучала музыка, образовался круг…
«Кто-то скажет, что все мы люди разные
И счастье вместе вряд ли нам найти.
А мы-то знаем, что это не доказано
И, может, нашим судьбам по пути».
Пели все, понимая, что уже очень скоро все разъедутся по домам. Многие плакали. Прощание на крыльце, объятия, слезы…
И вот мы уже на вокзале, долго не можем поверить, что все уже закончилось. Время пролетело очень быстро. Но в душе всегда будет теплиться надежда, что мы встретимся с друзьями в летней экспедиции или в Зимней школе, а может, на конкурсах или олимпиадах. За пять дней очень сложно сдружиться, но я думаю, у нас получилось.
Республики Адыгея и Удмуртия
Вологодская и Белгородская области
Азов и Саров
ХМАО и Новосибирск
Пермь и Липецк
Ставропольский и Краснодарский край
Амурская и Саратовская области
Москва!
Любим, помним, ждем встречи!