Несколько рекомендаций
"Дети - важная часть нашей жизни. Все мы сами были детьми и выросли теми, кто мы есть, благодаря родителям и государству (садику, школе). Теперь наша задача дать Вашим детям всё необходимое для их полноценного развития, чтобы они потом вспоминали нас, учителей, и Вас, родителей, добрым словом, рассказывая о нашей заботе уже своим детям и внукам.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка развития познания.
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития.
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития.
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться.
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития.
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение.
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память.
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие.
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей.
- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам.
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовность.
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.
И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.
Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.
И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять"