Вести из Финляндии. Будущее образования в стране.
В Финляндии собираются отменить обучение по предметам
Финляндия известна очень высоким уровнем образования. Но, несмотря на это, собираются провести радикальную реформу образования: отказаться от общепринятой схемы обучения по предметам и внедрить обучение по темам.
Менеджер по развитию Хельсинки Паси Силандер сказал: «Нам теперь нужен новый тип образования, чтобы подготовить людей к рабочей жизни». По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но теперь условия игры изменились. Финны считают, что в этих условиях систему обучения тоже необходимо менять.
«Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX века, но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI века», - говорит Марьо Киллонен, инициатор реформы образования и глава департамента образования Хельсинки.
Обучение по темам, или обучение «явлениям», означает, что вместо уроков по предметам – час истории, час математики и так далее – будут проводиться занятия, посвященные «явлениям». С 2020 года страна обещает отказаться от математики, химии и физики, как таковых. Это значит, что вместо того, чтобы было два отдельных урока географии и истории, школьники будут учить тему, например, о Евросоюзе, которая охватит языки, экономику, историю и географии.
Также планируется изменить формат обучения: оно должно стать более «коллаборативным»: меньшие группы, больше командной работы. «Мы должны заново пересмотреть свою систему образования, чтобы она могла воспитать навыки детей, которые нужны сегодня и завтра», — говорит Марьйо Киллонен.
Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год. Черновик реформы с планом преобразований для финских школ до 2020 года будет опубликован в ближайшее время
От реформы в восторге далеко не все: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку. Правительство намерено привлекать преподавателей к новому способу обучения небольшими прибавками к зарплате.
Новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент по внедрению тем вместо предметов начался, результаты учащихся улучшились, повысился интерес к обучению.
Главная задача инновационной системы образования — избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о её необходимости для своей дальнейшей жизни.
Помимо этого в Финляндии с 2016 года ученикам разрешат почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее, занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.
Учитывая то, что система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире, многие эксперты из разных стран будут внимательно следить за прогрессом новой реформы. Возможно, мы находимся на пороге глобального сдвига в основах образования: если Финляндия улучшит свои позиции в международных рейтингах, мы можем увидеть, как способ преподавания начнет меняться во всем мире.