Вести из Эстонии. Итоги образовательной стажировки
Завершилась стажировка "Теория и практика современного образования. Международный опыт Эстонии", и мы уже на границе Нарва - Ивангород, подводим итоги. Побывав в разных учебных заведениях и в разных городах, ощущается гордость среди населения за свою страну и за те результаты, пусть даже незначительные относительно других стран, которые достигла Эстония в последние 20-25 лет. Такой же принцип отношения к результатам деятельности, обучения, существует и в образовании: нет сравнения обучающихся между собой, главное проследить, как идет развитие относительно самого себя. Учителя не могут объявить оценку при всем классе, озвучить негативное отношение к поведению ребенка, к его отношению к учебе, часто ставят перед выбором, причем не влияют на него. На данный момент в образовании Эстонии, существует единая государственная "методическая тема" - формирующее оценивание.
Образование и наука в Эстонии являются приоритетными направлениями в государстве, поэтому много внимания уделяется совершенствованию этих отраслей. Школьное образование имеет 4 уровня: начальная школа (1-3 классы), средняя школа (4-6 классы), старшая школа (7-9 классы) и гимназия (10-12 классы). Обязательным является основное образование (1-9 классов). После 9 класса ребенок принимает решение идти работать, получать профессиональное образование или обучаться в гимназии, чтобы потом поступать в университет. Обязательным условием получения аттестата являются сдача государственных экзаменов и защита в 8-9 классе творческого проекта, а в 10-12 классах - исследовательской работы. Эти условия появились после того, как в Министерстве образования увидели, что современные выпускники, а в дальнейшем студенты, не стремятся к исследованиям и не занимаются научной деятельностью. Интересно то, что в методике преподавания предметов учителя используют многие формы и методы, которые присутствуют в российских школах, но обязательно присутствует практико-ориентирование, и существует, возможно, другое отношение к ученикам, к ситуациям, которые возникают на уроках. Эстония, используя методы советских, а потом и российских школ, внедряет либеральные идеи Финляндии и многих других стран Европы.