Система безотметочного обучения в начальной школе
Издание: Тематический научно-информационный журнал Педагогический родник, № 4 На основании «Концепции модернизации российского образования» и ст.15 Закона «Об образовании» («Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников») с 2001 года в начальной школе реализуется безотметочная система обучения. Экспериментальное апробирование дало положительные результаты и послужило отправной точкой.
Данная система направлена на формирование самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся, умение правильно оценивать свои возможности, в дальнейшем в новых социально-экономических условиях быстро найти свое место в обществе. Самооценка ребенка у нас предшествует оценке учителя, а итоговая оценка определяется в результате беседы взаимодействующих сторон. В качестве одного из способов дифференцированного оценивания мы используем оценочные шкалы. Существуют три варианта самооценки письменных работ. Серию тестово-диагностических работ учитель начинает с сентября со стартовой работы, отражающей первоначальный уровень ЗУН, и заканчивает итоговой работой. Тестово-диагностическая работа состоит из ряда заданий по определенной теме и оценочного листа, в котором расписаны умения, необходимые для успешного выполнения работы, номера заданий, прогностическая, в том числе итоговая, оценка ученика, учителя. В системе безотметочного обучения для самооценки мы предлагаем использовать трехцветный индикатор-красный (знаю, умею), зеленый (умею, но сомневаюсь), синий (не умею) - цвета, традиционно используемые в психолого-педагогической диагностике. Мониторинг уровня основных умений позволит в целом увидеть картину успешности ребенка по всем предметам, изучаемым им в течение года. В конце учебного года каждому ученику выдается вместе с тестово-диагностическими работами аттестационный лист. В нем хорошо просматривается диагностика развития ребенка за учебный год (причем ребенок не сравнивается с другими учащимися). На данном этапе (к концу 4-го класса) у выпускника достаточно сформирован навык оценки, самооценки и самоконтроля. При отслеживании уровня развития знаний, умений и ) навыков и способов деятельности по предметам учителя начальной школы используют карту индивидуальных достижений учащихся, где указано, что должен знать и уметь ученик к концу каждого года обучения. Перечень знаний и умений составляется учителем на каждый класс, на основе требований обязательного минимума содержания образования в начальной школе и его рабочей программы. Качество усвоения дети и учитель отмечают в карте путем закрашивания в определенный цвет: красный – усвоил, зеленый – частично, синий – не усвоил. Здесь фиксируются оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. В первом классе карту заполняет учитель совместно с учеником. По мере развития навыков самооценки можно предложить детям фиксировать индивидуальные продвижения самостоятельно, используя шкалу планируемых результатов обучения. Таким образом, осуществляется текущий и тематический контроль знаний, умений и навыков каждого ученика. Итоговая оценка проводится на основе рейтинговой работы по сформированное™ необходимых навыков за определенный промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Форма рейтинговой оценки дает возможность решать следующие задачи: • объективная оценка деятельности учителя и ученика; • защита учащихся от излишних стрессов (повышает их мотивацию); • определение уровня действенности и качества применяемых технологий и методик, уровня педагогического мастерства учителя, динамики его роста, уровня знаний каждого ученика (с целью последующей индивидуальной работы с ним). Мы рассматриваем рейтинг как суммарную оценку степени обученное™ учащегося, выраженную в баллах и относительных показателях (процентах). В основе системы лежит переход от пятибалльных оценок в начальной школе к рейтинговым показателям. Теоретической основой рейтинговой системы является системно-деятельностный подход. Педагоги, освоившие деятельностную технологию, сочетают на уроке фронтальную работу и групповую, что позволяет учителю индивидуально подходить к каждому ученику. Деятельностный подход и безотметочная система реализуют принцип комфортности в процессе образования младших школьников. Работа при безотметочной системе помогает ребенку обрести уверенность в себе, развивает самокритичность. Карты учета индивидуальных достижений по предметам и изучение личностного развития ребенка дают учителю всю необходимую информацию о том, как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достиг ли учитель поставленных целей. Обратная связь с учеником и родителями более информативна, чем традиционные отметки. Новая система трудоемка, но позволяет в целом отслеживать процесс обучения каждого ребенка, видеть его затруднения, определять программу развития/ С. П. Шарыгина, зам. директора по УВР СОШ № 97 г. Ижевска
Тема: Образование