Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 20 января 2025 г.

Ученики

  • Азизов Иброхим Абдулхакимович
  • Смородина Елизавета Дмитриевна
  • Фирстов Иван Андреевич

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы

Секреты мужского воспитания

19.02.2010 

Издание: Ужмуртская правда №19 от 19.02.2010
Тема: Роль мужчин-педагогов в воспитании юношей

Разговор с директором ижевской школы №97 Ахтамом Чугалаевым мы специально приберегли для февральского выпуска «Педсовета». Накануне Дня Защитника Отечества нам хотелось обсудить проблемы формирования у мальчишек настоящих мужских качеств, на которые в мирное время не меньший спрос, чем в момент испытаний. Решительность, надежность, смелость, щедрость… Как хочется, чтобы у наших мужчин был именно такой характер!

-АхтамХабибзянович, в президентс­кой концепции «Наша новая школа», кото­рая была опубликована полгода назад, я не увидела гендерного подхода ни к об­разованию, ни к воспитанию учеников, хотя проблема эта давно назрела. Наши мальчишки растут в тотальном женском окружении, начиная от яслей и заканчи­вая вузом. Но ожидать мужских поступков от детей, воспитанных по законам проти­воположного пола, как-то не логично...

-Я совершенно согласен с тем, что вы сказали. Но в школьной концепции есть один незаметный пунктик, который спосо­бен автоматически решить тендерные про­блемы. Я говорю об уровне заработной пла­ты.

Если учитель будет получать достойные деньги, мужчины пойдут работать в школы. Это бесспорный факт. Я знаю мнение многих педагогов, которые вынуждены были поме­нять профессию, чтобы прокормить семью. Сейчас, к сожалению, чтобы получать более или менее приличные деньги в школе, нужно брать на себя неимоверную нагрузку. Это тя­жело физически и психологически и, в конце концов, отражается на качестве работы. Если учитель будет получать приличную зарплату, в школу придут люди, которые хотят и глав­ное - умеют работать. И проблема разрешит­ся.

- Сколько сейчас ужчин преподаютв вашей школе?

-Очень мало - пятнадцать человек.

-А сколько должно быть? Вдругих школах «сильнаяполовина» - это вообще только трудовик да физрук.

- Сколько родителей в семье? Двое. Вот и в школе для гармонии должно быть поров­ну педагогов мужчин и женщин. Кстати, пси­хологи утверждают, что мужское воспитание для девочек даже важнее, чем для мальчиков. Потому что учит прислушиваться к позиции другого человека и находить компромиссы. А без этих навыков счастливая взрослая се­мейная жизнь просто невозможна.

-Титул «Лучшая школа России» присваивался вашему коллективу дважды - в 2004 и 2008 годах. Вы стали победителями благодаря своей козырной кар­те - здоровьесберегающим технологи­ям?

- В том числе. Я не считаю здоровье де­тей «профилем», который учебное заведение выбирает для себя. Вне зависимости от спе­циализации и элитные лицеи, и обычные шко­лы должны постараться хотя бы не ослабить здоровье детей, а по возможности даже скорректировать то, что еще можно изме­нить.

Сейчас очень много говорят о том, что за годы учебы здоровье ребенка ухудшается. Мы спросили себя: а каким он приходит в первый класс? Заглянули в медицинские кар­ты и ужаснулись! Практически у каждого ма­лыша к семи годам накопился «букет» диаг­нозов, которые со временем будут только усугубляться, если их пустить на самотек. Мы решили проранжировать проблемы и решать их по очереди. (Может, со стороны кому-то кажется, что нашей школе все «с неба пада­ет», только эти люди видят результат, а не подготовительный процесс, на который ухо­дят годы).

Первой задачей для нас стало выявление болезни на раннем этапе. Конечно, школа не в состоянии иметь собственную диагности­ческую лабораторию, поэтому мы пошли по очень доступному пути. Раздали родителям анкеты и попросили пометить, что из пере­численных симптомов наблюдается у их де­тей. Для врача такие отметки становятся сиг­налом о возможном начале заболевания, на­пример, со стороны желудочно-кишечного тракта. Значит, ребенка должен посмотреть гастроэнтеролог, при необходимости прове­сти дополнительные исследования и назна­чить лечение.

Мы решили, что проще и надежнее при­глашать специалистов к себе, чем отправлять ребятишек в поликлинику. Обследование со­стояния сердечно-сосудистой системы для быстро растущего детского организма очень важно, и у нас такую диагностику проходит каждый ученик в обязательном порядке. При­ходит медсестра, ставит датчики, снимает показания, а их расшифровка уже идет в ди­агностическом центре. Ничего хитрого, ни­каких очередей и хождений по кабинетам, зато школьный врач имеет максимум инфор­мации о здоровье любого ученика. И состав­ляет индивидуальные рекомендации для каждого (!), будь то закаливание или режим физических нагрузок.

Физиокабинет у нас появился тоже из-за «вредности» педагогов. Когда стали анали­зировать причины прогулов, оказалось, что большое количество часов дети вынуждены пропускать из-за реабилитационных мероп­риятий после болезни. Кому-то нужен элек­трофорез, кому-то уколы. Мы решили, что подстраиваться под расписание поликлини­ки нам невыгодно, и открыли свой собствен­ный кабинет физиолечения.

Сейчас, кстати, у нас идет освоение уни­кальной методики Ковалева. Она позволяет без медикаментов и особых затрат улучшать зрение детей. Наш глаз - такой же орган, как все, поэтому он нуждается в тренировке. Если вы пройдете по школе, то увидите, что в каждом классе у нас появились тренажеры.

И мы, можно сказать, обязательно-принуди­тельно насаждаем тренировки, чтобы они вошли в привычку детей. Как ребенка учат чистить зубы? Сначала объясняют, почему это надо делать, потом показывают, а даль­ше заставляют до тех пор, пока он не будет делать это на автомате. Мы идем по такому же принципу.

- Школа 97 одной из первых в республике начала создавать кадетские классы. Причем сначала они были сме­шанными, а теперь состоят исключитель­но из мальчиков. Почему?

- Потому что у нас проводятся достаточ­но интенсивные тренировки, рассчитанные именно на юношей. В кадетских классах фи­зической подготовке отводится много време­ни. Я не считаю, что девушки должны «пахать» наравне с парнями. Будущим матерям пона­добятся иные качества, накачанные бицепсы - это все-таки привилегия мужчин.

- Кем становятся кадеты в дальней­шем?

- Прежде всего людьми с особым складом характера, которые с раннего возраста пони­мают, что такое - защищать Родину. И само слово «Родина» для них не пустой звук. У нас не ставится задача, чтобы все выпускники ка­детских классов обязательно поступали в во­енные учебные заведения. Самое главное - чтобы они выросли патриотами. Но многие становятся офицерами, очевидно, кадетский настрой все равно влияет на выбор профес­сии.

Недавно мы заключили договор с Мини­стерством внутренних дел по УР, и следую­щей карьерной ступенькой у наших ребят может стать служба во внутренних войсках. Эта работа потребует от них не только физи­ческих данных, но и особых нравственных качеств. Мне очень импонирует позиция директора лицея милиции ГУВД Пермского края, который сказал: «Если я буду знать, что среди всех милиционеров мы воспитали хотя бы ОДНОГО интеллигента, можно спать спо­койно и считать, что главное дело в жизни сделано».

С полной уверенностью могу заявить, что наша школа воспитала уже не одного милиционера-интеллигента. Их много - тех, кто может понять другого человека, знает, что такое сострадание, мужество, гор­дость...

- Ахтам Хабибзянович, отцы ваших учеников приходят на родительские со­брания? И что вы делаете, чтобы заманить мужчин в школу?

- Конечно, большинство присутствующих на родительских собраниях - матери. В мен­талитете нашего общества закрепилось по­нятие, что воспитание детей - дело женщи­ны. У отцов есть определенный комплекс: «Что это я пойду? Буду там сидеть, как белая ворона!» И здесь уже ситуация зависит от опытности классного руководителя. Если ему удастся придумать такое дело, которое объе­динит родителей, то никого специально за­манивать и не надо будет.

Кстати, у нас в начальной школе есть классы, где мероприятия готовят именно отцы. Вы бы видели, какие концерты и сорев­нования они проводят! Причем делают это не потому, что «так надо», а потому, что им са­мим хочется возиться с ребятишками.

- Что, кроме элементарной суммы зна­ний, должен вынести из школы семнадца­тилетний мужчина?

- Да простят меня коллеги, я бы поста­вил на первое место человеческие каче­ства. Знания - это все-таки второе: прохо­дит время, знания отсеиваются, остаются умения и навыки. Для общества более цен­ными являются именно нравственные кате­гории.

Говоря о наших мальчиках, все-таки хо­чется, чтобы во взрослую жизнь они шагнули с четким осознанием своей социальной роли. Чтобы знали, что они - сильная половина. И знали, в чем эта сила заключается. Мускулы - да, хорошо, но способность брать решения на себя и держать данное слово все-таки важнее.

Умение подставлять плечо в нужный мо­мент - это тоже должно быть заложено в школьные годы. Знание и понимание, что та­кое дружба. Не приятельство, годное для свободного времени, а настоящая дружба, которая сильнее обстоятельств. И, конечно, у молодого человека должно быть осознание того, что он - будущий глава семьи. Ну, а если в памяти останутся законы Ньютона и столи­цы государств - это тоже неплохо, только это далеко не главное.

Жестокость часто воспринимается подростком как проявление мужествен­ности. Как с этим бороться?

Это очень сложный момент, потому что формирование ошибочного взгляда идет от негатива реальной жизни и от образа экран­ных «псевдогероев», которые очень навязчи­вы. По телевизору днем и ночью крутят бес­конечные сериалы, где утверждается, что сильным мира сего все дозволено. И только те, кто шагает по головам, могут добиться успеха. Вот наши дети и заучили урок: цель оправдывает средство...

Как объяснить им, что это не так? Есть лишь один способ - разговоры по душам. Не обязательно проводить классные часы, дос­таточно прокомментировать спонтанную си­туацию, где доброта «круче» силы. Воспита­ние - это вообще «штучная» работа. Говорить на такие серьезные темы лучше с глазу на глаз. И не скатываться до обвинений «ты та­кой-сякой, плохо себя ведешь», а обязатель­но выслушать позицию ребенка и объяснить, в чем он не прав.

Знаете, мы в школе делаем свой визионарий. Это помещение, где в камерной обста­новке можно посмотреть фильмы и спектак­ли, которые помогают ответить на самые главные вопросы.

Для малышей уже собрана подборка ве­ликолепнейших советских мультфильмов. И как бы мы ни ругали старую мультипликацию, именно она просто и доступно формирует чувство благодарности, учит говорить «здравствуйте», «спасибо». Можно провести десяток классных часов, призывая к вежли­вости, а тут достаточно посмотреть одну сказку - и срабатывает!

Со старшеклассниками, конечно, слож­нее. Те фильмы, на которых воспитывались подростки двадцать лет тому назад, нынеш­нее поколение оставляют равнодушным.

Штирлица не стали смотреть даже в цветном варианте. И «Доживем до по­недельника» тоже считают зануд­ством...

Да, ведь эти ленты сняты в стилистике своего времени. Нашим детям не понятно, почему именно так ведут себя учителя, поче­му так одеты дети, почему их мучают эти воп­росы... То, что взрослые считают классикой, для подростков уже не является «болевой точкой». Единственный серьезный фильм, за­цепивший школьников, - «Мы из будущего». Вот он дает почву для диалога, а больше, увы, ничего нет. «Универ» - пустая трата времени. «Школа» - сериал для взрослых. Родителям увидеть такой «концентрат» проблем очень полезно, но детей он воспитывать не может, потому что примеров для подражания там просто нет.

Педагоги, пытающиеся заложить в созна­ние детей «что такое хорошо и что такое пло­хо», оказываются в меньшинстве. Если бы к воспитанию подрастающего поколения под­ключились телевидение, СМИ, артисты, спортсмены... Наши дети стали бы еще луч­ше и до идеального общества было бы про­сто рукой подать.

В вашей школе учится более полуто­ратысяч детей. Учительский коллектив - около сотни педагогов. И, руководя таким «хозяйством», вы еще ведете уроки мате­матики. Чему-то учитесь усвоих учени­ков?

Возможно, креативности. Гибкости. Умению, несмотря ни на что, находить свет­лый лучик на хмуром небе, видеть хорошее в том, что происходит вокруг.

Мы, взрослые, привыкли уже ворчать: «Теперь и колбаса не та, и зимы другие, и сол­нце не так светит...» А наши дети радуются каждому дню, интуитивно считывают уни­кальность каждого человека, которого они видят перед собой. И всякий прожитый час для них - новое открытие мира. Вот это ощу­щение я пытаюсь культивировать у себя, по­тому что с «замыленным» взглядом в школе делать нечего.

КсенияБОДРУНОВА

Возврат к списку публикаций

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии