Секреты мужского воспитания
Издание: Ужмуртская правда №19 от 19.02.2010
Разговор с директором ижевской школы №97 Ахтамом Чугалаевым мы специально приберегли для февральского выпуска «Педсовета». Накануне Дня Защитника Отечества нам хотелось обсудить проблемы формирования у мальчишек настоящих мужских качеств, на которые в мирное время не меньший спрос, чем в момент испытаний. Решительность, надежность, смелость, щедрость… Как хочется, чтобы у наших мужчин был именно такой характер! -АхтамХабибзянович, в президентской концепции «Наша новая школа», которая была опубликована полгода назад, я не увидела гендерного подхода ни к образованию, ни к воспитанию учеников, хотя проблема эта давно назрела. Наши мальчишки растут в тотальном женском окружении, начиная от яслей и заканчивая вузом. Но ожидать мужских поступков от детей, воспитанных по законам противоположного пола, как-то не логично... -Я совершенно согласен с тем, что вы сказали. Но в школьной концепции есть один незаметный пунктик, который способен автоматически решить тендерные проблемы. Я говорю об уровне заработной платы. Если учитель будет получать достойные деньги, мужчины пойдут работать в школы. Это бесспорный факт. Я знаю мнение многих педагогов, которые вынуждены были поменять профессию, чтобы прокормить семью. Сейчас, к сожалению, чтобы получать более или менее приличные деньги в школе, нужно брать на себя неимоверную нагрузку. Это тяжело физически и психологически и, в конце концов, отражается на качестве работы. Если учитель будет получать приличную зарплату, в школу придут люди, которые хотят и главное - умеют работать. И проблема разрешится. - Сколько сейчас ужчин преподаютв вашей школе? -Очень мало - пятнадцать человек. -А сколько должно быть? Вдругих школах «сильнаяполовина» - это вообще только трудовик да физрук. - Сколько родителей в семье? Двое. Вот и в школе для гармонии должно быть поровну педагогов мужчин и женщин. Кстати, психологи утверждают, что мужское воспитание для девочек даже важнее, чем для мальчиков. Потому что учит прислушиваться к позиции другого человека и находить компромиссы. А без этих навыков счастливая взрослая семейная жизнь просто невозможна. -Титул «Лучшая школа России» присваивался вашему коллективу дважды - в 2004 и 2008 годах. Вы стали победителями благодаря своей козырной карте - здоровьесберегающим технологиям? - В том числе. Я не считаю здоровье детей «профилем», который учебное заведение выбирает для себя. Вне зависимости от специализации и элитные лицеи, и обычные школы должны постараться хотя бы не ослабить здоровье детей, а по возможности даже скорректировать то, что еще можно изменить. Сейчас очень много говорят о том, что за годы учебы здоровье ребенка ухудшается. Мы спросили себя: а каким он приходит в первый класс? Заглянули в медицинские карты и ужаснулись! Практически у каждого малыша к семи годам накопился «букет» диагнозов, которые со временем будут только усугубляться, если их пустить на самотек. Мы решили проранжировать проблемы и решать их по очереди. (Может, со стороны кому-то кажется, что нашей школе все «с неба падает», только эти люди видят результат, а не подготовительный процесс, на который уходят годы). Первой задачей для нас стало выявление болезни на раннем этапе. Конечно, школа не в состоянии иметь собственную диагностическую лабораторию, поэтому мы пошли по очень доступному пути. Раздали родителям анкеты и попросили пометить, что из перечисленных симптомов наблюдается у их детей. Для врача такие отметки становятся сигналом о возможном начале заболевания, например, со стороны желудочно-кишечного тракта. Значит, ребенка должен посмотреть гастроэнтеролог, при необходимости провести дополнительные исследования и назначить лечение. Мы решили, что проще и надежнее приглашать специалистов к себе, чем отправлять ребятишек в поликлинику. Обследование состояния сердечно-сосудистой системы для быстро растущего детского организма очень важно, и у нас такую диагностику проходит каждый ученик в обязательном порядке. Приходит медсестра, ставит датчики, снимает показания, а их расшифровка уже идет в диагностическом центре. Ничего хитрого, никаких очередей и хождений по кабинетам, зато школьный врач имеет максимум информации о здоровье любого ученика. И составляет индивидуальные рекомендации для каждого (!), будь то закаливание или режим физических нагрузок. Физиокабинет у нас появился тоже из-за «вредности» педагогов. Когда стали анализировать причины прогулов, оказалось, что большое количество часов дети вынуждены пропускать из-за реабилитационных мероприятий после болезни. Кому-то нужен электрофорез, кому-то уколы. Мы решили, что подстраиваться под расписание поликлиники нам невыгодно, и открыли свой собственный кабинет физиолечения. Сейчас, кстати, у нас идет освоение уникальной методики Ковалева. Она позволяет без медикаментов и особых затрат улучшать зрение детей. Наш глаз - такой же орган, как все, поэтому он нуждается в тренировке. Если вы пройдете по школе, то увидите, что в каждом классе у нас появились тренажеры. И мы, можно сказать, обязательно-принудительно насаждаем тренировки, чтобы они вошли в привычку детей. Как ребенка учат чистить зубы? Сначала объясняют, почему это надо делать, потом показывают, а дальше заставляют до тех пор, пока он не будет делать это на автомате. Мы идем по такому же принципу. - Школа №97 одной из первых в республике начала создавать кадетские классы. Причем сначала они были смешанными, а теперь состоят исключительно из мальчиков. Почему? - Потому что у нас проводятся достаточно интенсивные тренировки, рассчитанные именно на юношей. В кадетских классах физической подготовке отводится много времени. Я не считаю, что девушки должны «пахать» наравне с парнями. Будущим матерям понадобятся иные качества, накачанные бицепсы - это все-таки привилегия мужчин. - Кем становятся кадеты в дальнейшем? - Прежде всего людьми с особым складом характера, которые с раннего возраста понимают, что такое - защищать Родину. И само слово «Родина» для них не пустой звук. У нас не ставится задача, чтобы все выпускники кадетских классов обязательно поступали в военные учебные заведения. Самое главное - чтобы они выросли патриотами. Но многие становятся офицерами, очевидно, кадетский настрой все равно влияет на выбор профессии. Недавно мы заключили договор с Министерством внутренних дел по УР, и следующей карьерной ступенькой у наших ребят может стать служба во внутренних войсках. Эта работа потребует от них не только физических данных, но и особых нравственных качеств. Мне очень импонирует позиция директора лицея милиции ГУВД Пермского края, который сказал: «Если я буду знать, что среди всех милиционеров мы воспитали хотя бы ОДНОГО интеллигента, можно спать спокойно и считать, что главное дело в жизни сделано». С полной уверенностью могу заявить, что наша школа воспитала уже не одного милиционера-интеллигента. Их много - тех, кто может понять другого человека, знает, что такое сострадание, мужество, гордость... - Ахтам Хабибзянович, отцы ваших учеников приходят на родительские собрания? И что вы делаете, чтобы заманить мужчин в школу? - Конечно, большинство присутствующих на родительских собраниях - матери. В менталитете нашего общества закрепилось понятие, что воспитание детей - дело женщины. У отцов есть определенный комплекс: «Что это я пойду? Буду там сидеть, как белая ворона!» И здесь уже ситуация зависит от опытности классного руководителя. Если ему удастся придумать такое дело, которое объединит родителей, то никого специально заманивать и не надо будет. Кстати, у нас в начальной школе есть классы, где мероприятия готовят именно отцы. Вы бы видели, какие концерты и соревнования они проводят! Причем делают это не потому, что «так надо», а потому, что им самим хочется возиться с ребятишками. - Что, кроме элементарной суммы знаний, должен вынести из школы семнадцатилетний мужчина? - Да простят меня коллеги, я бы поставил на первое место человеческие качества. Знания - это все-таки второе: проходит время, знания отсеиваются, остаются умения и навыки. Для общества более ценными являются именно нравственные категории. Говоря о наших мальчиках, все-таки хочется, чтобы во взрослую жизнь они шагнули с четким осознанием своей социальной роли. Чтобы знали, что они - сильная половина. И знали, в чем эта сила заключается. Мускулы - да, хорошо, но способность брать решения на себя и держать данное слово все-таки важнее. Умение подставлять плечо в нужный момент - это тоже должно быть заложено в школьные годы. Знание и понимание, что такое дружба. Не приятельство, годное для свободного времени, а настоящая дружба, которая сильнее обстоятельств. И, конечно, у молодого человека должно быть осознание того, что он - будущий глава семьи. Ну, а если в памяти останутся законы Ньютона и столицы государств - это тоже неплохо, только это далеко не главное. - Жестокость часто воспринимается подростком как проявление мужественности. Как с этим бороться? - Это очень сложный момент, потому что формирование ошибочного взгляда идет от негатива реальной жизни и от образа экранных «псевдогероев», которые очень навязчивы. По телевизору днем и ночью крутят бесконечные сериалы, где утверждается, что сильным мира сего все дозволено. И только те, кто шагает по головам, могут добиться успеха. Вот наши дети и заучили урок: цель оправдывает средство... Как объяснить им, что это не так? Есть лишь один способ - разговоры по душам. Не обязательно проводить классные часы, достаточно прокомментировать спонтанную ситуацию, где доброта «круче» силы. Воспитание - это вообще «штучная» работа. Говорить на такие серьезные темы лучше с глазу на глаз. И не скатываться до обвинений «ты такой-сякой, плохо себя ведешь», а обязательно выслушать позицию ребенка и объяснить, в чем он не прав. Знаете, мы в школе делаем свой визионарий. Это помещение, где в камерной обстановке можно посмотреть фильмы и спектакли, которые помогают ответить на самые главные вопросы. Для малышей уже собрана подборка великолепнейших советских мультфильмов. И как бы мы ни ругали старую мультипликацию, именно она просто и доступно формирует чувство благодарности, учит говорить «здравствуйте», «спасибо». Можно провести десяток классных часов, призывая к вежливости, а тут достаточно посмотреть одну сказку - и срабатывает! Со старшеклассниками, конечно, сложнее. Те фильмы, на которых воспитывались подростки двадцать лет тому назад, нынешнее поколение оставляют равнодушным. - Штирлица не стали смотреть даже в цветном варианте. И «Доживем до понедельника» тоже считают занудством... - Да, ведь эти ленты сняты в стилистике своего времени. Нашим детям не понятно, почему именно так ведут себя учителя, почему так одеты дети, почему их мучают эти вопросы... То, что взрослые считают классикой, для подростков уже не является «болевой точкой». Единственный серьезный фильм, зацепивший школьников, - «Мы из будущего». Вот он дает почву для диалога, а больше, увы, ничего нет. «Универ» - пустая трата времени. «Школа» - сериал для взрослых. Родителям увидеть такой «концентрат» проблем очень полезно, но детей он воспитывать не может, потому что примеров для подражания там просто нет. Педагоги, пытающиеся заложить в сознание детей «что такое хорошо и что такое плохо», оказываются в меньшинстве. Если бы к воспитанию подрастающего поколения подключились телевидение, СМИ, артисты, спортсмены... Наши дети стали бы еще лучше и до идеального общества было бы просто рукой подать. - В вашей школе учится более полуторатысяч детей. Учительский коллектив - около сотни педагогов. И, руководя таким «хозяйством», вы еще ведете уроки математики. Чему-то учитесь усвоих учеников? - Возможно, креативности. Гибкости. Умению, несмотря ни на что, находить светлый лучик на хмуром небе, видеть хорошее в том, что происходит вокруг. Мы, взрослые, привыкли уже ворчать: «Теперь и колбаса не та, и зимы другие, и солнце не так светит...» А наши дети радуются каждому дню, интуитивно считывают уникальность каждого человека, которого они видят перед собой. И всякий прожитый час для них - новое открытие мира. Вот это ощущение я пытаюсь культивировать у себя, потому что с «замыленным» взглядом в школе делать нечего. КсенияБОДРУНОВА
Тема: Роль мужчин-педагогов в воспитании юношей