Как ижевских четвероклашек религии учат
Издание: Газета "Центр" В апреле этого года в 19 регионах страны (в том числе и в Удмуртии) в школах начали преподавать «Основы религиозных культур и светской этики». Прошел месяц с начала эксперимента. Можно подводить первые итоги. С этой целью я отправилась в школу № 97 в 4 «л» класс на урок по религии.
Домашним заданием было узнать о традициях в семье. - Дни рождения мы отмечаем на природе. Во время праздников навещаем друзей, - сыпались ответы друг за другом. – А мы раз в неделю обязательно ездим к бабушке… - Отличная традиция: нельзя забывать о стареньких родственниках, - заключила учитель Елена Ломаева. – Так для чего же нужны традиции? - Чтобы отличаться, - начала Маша. - Правильно мыслишь, - подхватила Елена Евгеньевна. – Культурные традиции придают особенность каждому из народов. Об их отличиях мы и будет говорить на уроках. Тема нового урока - «Культура и религия». - Предлагаю вам всем выйти к доске (интерактивной. – Прим. ред.), прочитать текст и вместе решить, где кроется ответ на вопрос, почему религия и культура стоят рядом, - попросила Елена Евгеньевна. После школьники на этой же доске расставляли слова по колонкам, решали вместе тесты. - А теперь посмотрим в книгу, - сказала учитель. Каждый урок в ней расписан от и до: иллюстрации и комментарии к ним, малехи из серии «Интересно», вопросы, которые нужно обсудить на уроке, и даже домашнее задание. В аннотации к учебнику написано, что здесь приведены элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира. Так оно и есть, ключевое слово - элементарно. Сложилось впечатление, что говорили, точнее, рассуждали, сегодня больше дети, а не учитель, и разговор получился взрослым и содержательным. Откровенно зевающих и посматривающих на часы не было. Напротив, нам всем урок показался слишком коротким. Говорят ижевчане А как вам новый предмет? Даша Шепелина: - После первого занятия я сама стала расспрашивать маму о том, какие же все-таки религии бывают. Мне не терпелось это узнать. Татьяна Анатольевна, мама Даши: - Чем больше ребенок знает, тем лучше. Поэтому к новому предмету претензий не было. К тому же, Даша сама по себе любознательная и с интересом стала его изучать. Маша Микрюкова: - Конечно, у нас много уроков, но мне интересно узнавать что-то новое. Благодаря домашнему заданию я узнала от мамы, какие в нашей семье традиции. Оксана Петровна, мама Маши: - Дети должны знать о таких заповедях, как не убей или не укради. Только вот у родителей не всегда есть время о них рассказать. Пусть об этом говорят в школе. Лишь бы обо всех религиях говорили поровну, тогда ребенок сам сделает выбор. Настя Дегтярева: - Учебник по этому предмету очень красивый и интересный. Оказалось, что о многих религиях я даже не знала, например, о буддизме. Татьяна Михайловна, мама Насти: - В пору моей молодости о религии практически не говорили. Но, я считаю, элементарно знать, чем отличается одна религия от другой, как они зарождались, нужно. Только цифры Есть мнение «Возраст выбран удачно» - Программа несложная, учебник понятный, к месту электронное приложение и книга для родителей, - говорит Елена Ломаева, классный руководитель 4 «л» класса. – Что касается возраста детей, то он выбран удачно. Красной нитью курса проходит нравственное воспитание. Мир сейчас по большей части безнравственный, и детям где-то нужно получать «прививку». Перед нами не стоит задача склонить ребенка к какой-либо религии, нам надо дать дополнительные знания, рассказать о нравственных нормах и научить быть толерантными. Дословно По какому учебнику занимаются наши дети Заглянем в учебник «Основы мировых религиозных культур» и узнаем, чему же учат детей. Урок № 2. Культура и религия. «Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. Слово «религия» произошло от латинского «связывать», «соединять». Уроки №№ 12 и 13. Священные сооружения. «В мечеть верующие должны входить без обуви, поэтому пол там застлан циновками и коврами. Мусульманам предписано совершать перед молитвой омовение, а становиться на молитву желательно в чистой одежде». Уроки №№ 25 и 26. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. «Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться друг к другу так, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим. Необходимо с почитанием относиться к родителям и обеспечивать им достойную старость». Урок № 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. «Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире». Урок № 30 (последний). Любовь и уважение к Отечеству. «От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем патриотизмом».
Тема: Новый учебный предмет