Охрана зрения детей - забота российских школ
Издание: Журнал "Директор школы" №8 сентябрь 2010г.
Проблема снижения зрения у детей школьного возраста давно уже перестала быть только медицинской. Это понимают врачи, родители, чиновники разных уровней. И один из самых острых вопросов: как обеспечить своевременную профилактику и лечение различных глазных заболеваний ребенку прямо в школе? Охрана зрения детей – забота российских школ. Автор Т.Шнырёва Если обратиться к статистике, то цифры неутешительны: по различным данным, в России от 30 до 50% старшеклассников страдают нарушениями зрения. Практически каждый второй ребенок оканчивает школу с той или иной степенью близорукости. В странах Юго-Восточной Азии эта цифра достигает 85%. С чем это связано? В первую очередь с чрезмерными зрительными нагрузками на близком расстоянии. Во-вторых, с неизбежной компьютеризацией всех современных процессов. Также исследователи отмечают такие причины, как недостаточная физическая активность, наследственность и неправильное питание. Именно поэтому несколько лет назад у группы ученых из Ижевска возникла идея создания офтальмологического прибора, предназначенного для лечения и профилактики у детей близорукости, спазма аккомодации, компьютерного зрительного синдрома и хронического зрительного утомления. Разработка отечественных ученых — офтальмологический прибор «Визотроник» — успешно применяется не только в общемедицинской практике, но и в ряде российских школ в рамках мероприятий по охране зрения детей. По словам главного офтальмолога Удмуртской Республики Виктора Жарова, такой тренажер необходим в каждой школе. Именно Виктор Владимирович возглавил группу разработчиков «Визотроника». Так он отзывается о своем детище: «Нам удалось оптимально скомбинировать методы оптико-рефлекторной терапии, создать прибор, отвечающий современным медицинским и техническим требованиям. Лечение происходит в автоматическом режиме, что значительно облегчает работу медперсонала школы. Не требуются расходные материалы, а также специально обученные сотрудники». Во многих регионах страны особо остро стоит вопрос об организации лечения заболеваний глаз у детей непосредственно в общеобразовательных учреждениях. Сформировался ряд объективных доводов в пользу создания кабинетов охраны зрения в школах: • в условиях школьного процесса можно выявить и своевременно вылечить спазмы аккомодации, которые приводят к развитию близорукости; • дети с пониженным зрением могут регулярно проходить курс лечения, что уменьшает темпы прогрессирования близорукости и снижает риск развития осложнений; • многие школьники не имеют возможности ездить на лечение в специализированные учреждения из-за недостатка времени или отдаленности. (Также детские больницы и поликлиники не всегда справляются с потоком желающих пройти лечение, иногда запись на курс аппаратного лечения идет на месяцы вперед); • Для младших школьников решается проблема поиска сопровождающего на лечение, ведь родители, как правило, не имеют возможности отлучаться с рабочего места в течение дня; • для детей с нормальным зрением обеспечена профилактика возникновения зрительных расстройств. Школа № 97 г. Ижевска Идею организации лечебного процесса в стенах учебного заведения активно поддерживает школа № 97 г. Ижевска, где создан целый медико-педагогический блок. Директора школы Ахтама Хабибзяновича Чугалаева можно смело назвать прогрессивным руководителем. Не так много школ в России имеют собственный полноценный кабинет офтальмолога: «У нас в школе врачи всегда уделяли особое внимание сохранению здоровья глаз детей. С этого года к мероприятиям по охране зрения мы «подключили» и лечение на приборе «Визотроник». Для этого у нас есть и отдельное помещение и специалисты». В кабинете окулиста ведется прием и первичное обследование детей с патологией зрения. Остроту зрения могут проверять как специально обученные педагоги, так и медицинская сестра школы. Все остальные процедуры — прерогатива школьного офтальмолога Натальи Киреевой. В кабинете оборудовано подобие «темной» комнаты для осмотра глазного дна. В сложных случаях выдается направление на обследование в поликлинику или глазную клинику. В начале каждого учебного года медперсонал проводит массовые осмотры школьников всех классов на предмет выявления пониженного зрения. В соответствии с результатами детей условно разделяют на несколько групп. Такая классификация помогает при дальнейшем наблюдении за динамикой развития зрения и назначении аппаратного лечения. В медицинском кабинете на каждого ребенка заводится отдельная карта, где фиксируются результаты осмотров и другая медицинская информация. Обследование ребенка и сбор анамнеза, как правило, проводится в присутствии родителей, так как они могут проследить за регулярностью посещений тренировок и задать интересующие их вопросы. Родителям близорукого ребенка на руки выдается памятка, где указаны причины формирования близорукости, рекомендации по профилактике ее прогрессирования, зрительный режим. В школе № 97 «Визотроник» установлен в отдельном кабинете согласно правилам, указанным в прилагаемой инструкции, и с соблюдением норм освещения помещения. Врач назначает одну из трех программ лечения или их сочетание. Во время лечения пациент может смотреть на таблицу для проверки остроты зрения или вдаль (вид из окна). Не помешает и звуковой фон — желательно, спокойная релаксирующая музыка. Хотя врачи признаются, что дети предпочитают во время сеанса слушать свою любимую музыку через плеер или телефон. Это тоже важно, ведь необходим положительный настрой и мотивация на лечение. После проведенного курса лечения (10 тренировок) школьники вновь проходят полное обследование, все изменения заносятся в амбулаторную карту и в журналы. После или во время лечения врач может дополнительно назначить глазные капли, витамины, биодобавки, а также очки-тренажеры для домашних тренировок. Школьный врач-педиатр в свою очередь уделяет внимание вопросам общей санации организма, закаливанию и соблюдению гигиенического режима. В школе также успешно реализуется полезное и в то же время интересное и увлекательное для учеников нововведение. По школьному радио 2 раза в день объявляется 2-минутная гимнастика для глаз. В это время учитель прерывает урок и следит, чтобы дети в классе правильно и добросовестно выполняли упражнения. Школьный офтальмолог Наталья Киреева уверена, что успех в профилактике и лечении миопии в условиях школы будет достигнут только при совместной деятельности врачей-окулистов и педиатров, учителей и родителей. В летнее время в школах работают так называемые школьные лагеря. В это время в школе № 97 также занимаются лечением школьников с пониженным зрением. Комплекс мероприятий по оздоровлению включает в себя не только лечение на аппарате «Визотроник», но и другие общеукрепляющие процедуры, назначаемые врачом-педиатром. Основной принцип остается прежним — проверка до лечения, проведение лечения в количестве 10 процедур и последующий контроль. Важную роль в данном случае играет и хороший психологический фон: школьники, не загруженные учебными проблемами, регулярно приходят на лечение и выполняют все рекомендации.
Тема: профилактика школьной близорукости