Электронная приемная

Дни рождения!

Сегодня: 21 декабря 2024 г.

Сотрудники

  • Валеева Алевтина Николаевна
  • Ельцова Ольга Геннадьевна
  • Прошлякова Александра Рудольфовна

Ученики

  • Ворончихин Артём Львович
  • Молошонок Мелана Анатольевна
  • Назарова Алиса Антоновна
  • Нуриев Карим Фанисович
  • Паймухина Ксения Александровна
  • Уткин Матвей Станиславович

Метеостанция школы

Реальная погода в районе школы

обновление данных происходит каждые 2 минуты
Полный список

Температура: ° C
по ощущению: ° C

Давление: мм
Влажность: %

Направление ветра:
Скорость ветра: м/с

Возможность проведения уроков физкультуры на стадионе в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра

1-6 классы
7 класс
8-9 классы
10-11 классы
 

Методическая копилка учителя

заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года

Тип: Поурочные и методические разработки


Урок литературы в старших классах

План урока литературы в 11 классе


Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).


Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость.Учить анализировать лирическое произведение.Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы.Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.


Оборудование: акварельный рисунок-коллаж по теме урока; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов; репродукция с картины К.Петрова-Водкина «Мать».

Ход урока.

1.Вступление.

Вы заканчиваете изучение школьного курса литературы, и совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Из девяти тем, предложенных в этом году, одна (по ХХ веку) будет так называемая «сквозная», т.е. традиционная. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется.Я намеренно выбрала Есенина, самые известные его стихи. Не так давно мне довелось общаться с вашей ровесницей, чебоксарской школьницей. Девочка умная, любит литературу, собирается на филфак. И вот в беседе она спросила, кто у меня любимый поэт.- …Трудно назвать одного…- А я обожаю Маяковского!- У Маяковского много замечательных стихов. Но, согласись, он особенный поэт, очень громкий. А как тебе Есенин?- Есенин… - разочарованно протянула она. – Это ж такой примитив.Вот такой суровый приговор. Примитивный – это поверхностный, неглубокий, сиюминутный. Может быть, не примитивный, а простой? А это разные вещи. Пушкин велик в своей изысканной простоте. Да и каждый хороший поэт в зрелости пишет проще. Так давайте разберемся, что скрывается за простотой Есенина, примитив или мудрость.В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений.Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.


2.Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.)

Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии.На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение?Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение?(Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.

- Кем чувствует себя лирический герой?

Захожим богомольцем.

- Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой?Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).

- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?

«Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (читаю, выделяя согласные звуки). Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какое ощущение рождается?Слепящей, разъедающей глаза синий. Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви.

- Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство

стихотворения?

Девичий смех, пляска на лугу.

Звуки мажорные.

И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?Запах яблок и меда связаны со Спасом.- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом?Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать.Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.

- Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.

Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).


3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу.

Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.


Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины…


Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?..


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…


Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов».Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:


Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.


А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.


4.Читаю стихотворение «Письмо матери». Музыка вступает вместе с темой дома.

- Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной.Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.

- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения.

Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.

- Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света».- Что значит «несказанный»?Неизреченный, какой невозможно высказать словами.

- А вечерний свет – каким вы его зрительно представляете?Синий, звездный, лунный – исходящий от неба, небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света. (не от мира сего).Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).- Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. Не правда ли? Найдите сходство.И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И у Есенина:

И молиться не учи, не надо…

Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины-матери, разница только в том, что на картине – молодая мать.Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.- Вернемся же к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение… (святой материнской любви).


5.Стихотворение «Отговорила роща золотая»

И последнее стихотворение сегодня прозвучит на уроке, также ставшее песней, - «Отговорила роща золотая». Но песню мы не будем слушать, хотя Г. Пономоренко красивую мелодию сочинил. Постараемся услышать сами стихи и, может быть, поймем их иначе. (Читаю наизусть стихотворение).- Много раз слышали вы эти строки. А о чем стихотворение?Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни.

- Посмотрите на дату создания стихотворения.

Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. - Кем чувствует себя поэт?Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень».И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком».Открывается смысл последних строк:

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком,


(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).


Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.


Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым. Можете вы его стихи назвать «милыми»?Конечно, они учат любви ко всему живому.Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А у Есенина:

…Скажите так , что роща золотая

отговорила милым языком.

- Итак, стихотворение философское. А каким смыслом наполняется образ

дома в этом стихотворении?Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом… Дом - весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю ритмический рисунок).В прощальном стихотворении грусть светлая, торжественная, и эта интонация подчеркивается пятистопным ямбом.Поэт уходит, а Дом остается. Какой же Дом завещает нам Есенин? Сделаем обобщение по всему уроку.

После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.

Запись на доске:

Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.

6.Обобщение учителя.

Такова концепция Дома у С. Есенина, согласитесь, очень глубокая, ёмкая. Она гармонично вписывается в традиционное гуманистическое освещение этой темы в русской литературе.

На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе ХХ века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады, освещающие указанную тему в романе Е. Замятина «Мы», повести А. Платонова «Котлован», романах М. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Источник: UROKI.NET



Назад в раздел

В начало каталога

Вакансии

Объявления

Форма одежды

Расписание звонков

Замена уроков

Мобильные уроки

Новые фото

Мы слушаем

Отдых в каникулы

Рекорды Гармонии