Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Конспект интегрированного урока по чтению и музыке в начальных классах
Тема по чтению: К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".
Цели по чтению:
1.Учить подробно анализировать и обдуманно воспринимать 1,2,3 части рассказа.
2.Продолжать работу по развитию речи учащихся, навыков выразительного чтения.
3.Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе.
Тема по музыке: "Певцы родной природы"
Цели по музыке:
1.Учить слушать музыку, эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая интонационно - образную сущность музыки, музыкальное содержание.
2.Развивать вокально-хоровые навыки учащихся, умение выражать в исполнении смысл музыки.
3.Прививать любовь к музыке композиторов- классиков, умение понимать ее.
Оборудование:
1.Иллюстрации с изображением природы.
2.Карточки с названиями произведений К.Г. Паустовского.
3.Карточки со словами (для лексической работы).
4.Плакат: "Лес - наше прошлое, настоящее, будущее".
5.Выставка произведений К.Г. Паустовского.
6.Портрет К.Г. Паустовского.
7.Видеофильм о лесе.
8.Фонохрестоматия по музыке.
9.Портреты композиторов Э. Грига и П.И. Чайковского.
1.Оргмомент.
"Вход в класс под музыку П.И.Чайковского.
Беседа учителя музыки.
- Какая музыка сейчас звучала?
- Какие знакомые интонации вы услышали в финале симфонии?
- Тема песни звучала все время в одинаковом характере?
- А какие элементы муз. Речи влияют на изменение характера мелодии?
- Какие новые черты в связи с этим приобрел знакомый напев?
-Какой прием использовал Чайковский в финале 4 симфонии?
-Попробуйте исполнить песню, применив прием варьирования темы.
-Исполняется русская народная песня " Во поле береза стояла":
-1 куплет - тема
-2 куплет - подголоски
-3 куплет - канон
-На сегодняшнем уроке попытайтесь представить, какие музыкальные произведения могли бы звучать в изучаемых вами художественных произведениях.
2.Повторение пройденного.
На доске карточки с названиями произведений К.Г.Паустовского.
-Прочитайте названия произведений. Кто является их автором?
(Портрет писателя, краткие биографические сведения)
-Кому посвящен рассказ " Корзина с еловыми шишками"?
(Краткое содержание рассказа.)
Учитель музыки.
- Какая музыка могла бы звучать в этом рассказе?
(Наигрывание тем. Ответы детей. Поют "Утро" Э.Грига)
- Работа по учебнику музыки с.124, 125.
- Портреты каких композиторов вы видите?
- Что общего у них в музыке и в жизни?
- Прочитайте высказывания о композиторах.
3.Сообщение темы урока по чтению.
- Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ К.Г.Паустовского "Скрипучие половицы".
4.Чтение и анализ рассказа "Скрипучие половицы".
Звучит музыка П.И.Чайковского. Симфония № 4, часть 2.
Вступительное слово учителя чтения.
А) Лексическая работа.
Чесуча -плотная шелковая ткань желтовато-песочного цвета.
Земство - до революции местный орган самоуправления в сельской местности.
Палачество - ( переносн.) несправедливая жестокость.
Оторопеть - растеряться от неожиданности.
Губернатор - начальник какой-нибудь области.
Б) Чтение вслух 1 части рассказа учителем.
-Чем в этот день был удивлен композитор?
-Прочитайте, какой увидел природу Петр Ильич в этом чудесном освещении?
-Какое состояние вызвали у Чайковского разнообразие и сила освещения?
-Что же рождало в душе композитора наблюдение за необыкновенной красотой природы?
-Прочитайте, что предчувствовал композитор, отправляясь на Рудый Яр в это утро?
-Назовите цветовые эпитеты. Как влияют они на настроение композитора?
-Можно ли назвать К.Г.Паустовского певцом родной природы?
-Зачем К.Г.Паустовский так подробно описывает природе в 1 части рассказа?
В) Чтение 2 части рассказа учащимися.
-Прочитайте, чего добивался Чайковский, когда сочинял мелодию?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод на ней изображен?
-Почему слуга не осмеливается прервать творческий процесс композитора?
-С каким делом пришел лесник к композитору? Почему он считает свое дело важнее, чем дело композитора?
-Почему лесник пришел за советом именно к Чайковскому?
-Как Василий относится к лесу? Какой прием использует писатель? (Олицетворение).
-Что услышал в музыке Василий? Прочитайте.
-Скажите коротко, о чем рассказывает нам 2 часть рассказа.
Лес- это частица родины лесника Василия и частица нашей с вами Родины.
Учитель музыки:
-Вы любите Родину? И, наверно, любите песни о Родине?
-Давайте исполним песню.
Г) Чтение и рассказ 3 части рассказа учащимися.
-Как долго сидел Чайковский в этот день за роялем?
-Легко ли композитору передавать свои чувства, настроение в музыке? Подтвердите ответ цитатами.
-Почему Василий долго не мог ничего сказать о своем горе Чайковскому?
--Как отреагировал на слова лесника композитор? Почему?
-Как вы понимаете 3 часть рассказа?
Учитель музыки:
-Какая музыка вам слышится в рассказе?
-Анализ нотного текста в учебнике музыки. Характер, темп, лиги, фразы, движение музыки.
-На что похожа музыка?
-Какой интонацией заканчивается? Утвердительной или вопросительной?
-А как вы думаете, чем закончится рассказ, если у музыки такой конец? Добьется ли композитор разрешения на сохранение леса?
5.Итог урока.
-Чей же литературный портрет создал К. Г. Паустовский ?
-Как вы думаете, почему у писателя возникло такое желание?
-Скажите коротко, о чем прочитанные вами части рассказа?
-Какова основная мысль прочитанного?
-О том, что произойдет дальше, мы узнаем на следующем уроке
(Учитель чтения обращает внимание детей на расположенные на доске иллюстрации природы.)
-Прочитайте высказывание о лесе. Как вы его понимаете?
-Можете вы предположить, что будет, если полностью вырубить лес.
-Что нужно делать, чтобы этого не произошло?
-Как вы понимаете слова:
Охранять природу - значит охранять Родину.
Ученик читает стихотворение:
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Показ видеофильма о лесе. Песня "Лесной марш" в исполнении детей.
5. Домашнее задание.
Источник: UROKI.NET
Назад в раздел