Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Статья |
ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬ, ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ И КАК ЕГО РЕШИТЬ?
Попросите учеников подумать о идеях и эмоциях, которые у них ассоциируются со словом «конфликт». Вне зависимости от возраста или национальности детей, их ответы обычно сконцентрированы на идеях о насилии: бомбы, убийство, оружие, война, враги, сражение, борьба, удар, крик, обида, ненависть.
У многих взрослых ассоциации практически такие же. Учителя, которые хотят побеседовать на тему конфликта, прежде всего думают о войне и вооруженных конфликтах.
Средства массовой информации (далее СМИ), будь то новости местного или мирового характера, ориентируются чаще всего на горячие события. Даже в СМИ развлекательного характера изображения насилия встречаются очень часто. Поэтому и неудивительно, что для многих людей слово «конфликт» является синонимом к слову «насилие». Поэтому сейчас необходимо, чтобы дети и молодёжь поняли, что не все конфликты заканчиваются насилием. Насилие – не неотъемлемая часть человеческой натуры. Насилие – это приобретенная реакция на конфликт, и если насилие можно приобрести, так же можно приобрести и другие типы реакций на конфликт.
Образование может помочь ученикам взглянуть на конфликт под более широким углом, они смогут анализировать не только случаи насилия, но так же и конфликты неизбежно возникающие между людьми, относительно идей, ценностей, взглядов, позиций и перспектив в ряде проблем. Это те типы конфликтов, которые, если их не решить конструктивным способом, могут вылиться в насилие.
Кажется нереальным, чтобы какие-то воспитательные меры смогли искоренить все конфликты, потому что конфликт является фактом из жизни. Но школа должна помочь молодёжи понять, что есть и другие способы реагировать на конфликт. Ученики могут развить свои способности в ведении переговоров и в решении проблем, эти способности помогут им рассматривать конфликт не как кризис, а как возможность творческого обмена. Для начала они могут научиться использовать эти методы для решения повседневных конфликтов с друзьями, с семьёй и даже с учителями! Позже, они могли бы подумать о том, как можно использовать эти методы для решения межэтнических и религиозных конфликтов, а также конфликтов, основанных на различии политических взглядов и идеологий и т.д. в их обществе, стране, мире.
Такое воспитание даёт и коррективный результат. Многие дети сегодня растут в конфликтной среде, они не знают покоя, живут в вечном страхе, с чувством беспомощности и бессилия, неуверенности в завтрашнем дне. Для этих детей, изучение методов решения конфликтов могло бы стать частью процесса реабилитации. Они научаться практическим методам борьбы с трудностями, почувствуют себя сильнее.
В то же время, изучение конфликтов и методов их решения является профилактической, предупредительной мерой. Если ученики получат эти знания и способности, у них будет возможность и ответственность за действия, которые привели бы людей к культуре мира в мире, полном конфликтов.
НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Воспитание о мире
Эта тема для дискуссий, тематика которой ориентирована на такие проблемы, как разооружение, международные организации, ядерная проблема и развитие. Здесь также могут быть рассмотрены случаи о войне, мире и деятельности известных миротворцев.
Воспитание во имя мира
Анализируются содержательные сферы, которые так же имеет дело со способностями и взглядами, необходимыми для реализации мира и сотрудничества. Сюда входит и понимание самого себя и уважения к себе, строительство общества, общение, решение конфликтов, опыт ненасилия, анализ различных действий и их реализации. Цель в том, чтобы изменить поведение, мышление, ценности и, в конце концов, изменить устои, которые развивают конфликты и насилие.
Отрицательный мир
Относится к отсутствию войны и к уменьшению числа насильственных конфликтов.
Положительный мир
Включает в себя отсутствие войны, но так же и уменьшение числа факторов, которые отрицательно сказываются на уровне жизни и таким образом способствуют созданию атмосферы конфликта. Положительный мир не может существовать без социальной и экономической справедливости, без устранения бедноты и дискриминации и без экологического равновесия.
Структурное насилие
Относится не к явному физическому насилию, а к более скрытому насилию связанному с бедностью, расизмом, сексизмом и с нарушениями прав человека.
Когда социальные учреждения или системы предоставляют некоторым людям ответственные посты, в то время как другие лишены основных человеческих прав, можно говорить о структурном насилии.
Цели и задачи изучения конфликтов и их решений:
ЗНАНИЯ |
НАВЫКИ |
ВЗГЛЯДЫ |
Знания о разных типах конфликтов (на пр., связанных с ценностями, нуждами, ресурсами), об общих причинах конфликтов и возможной выгоде. Понять, что существует много возможных решений конфликтов, насилие – всего лишь одно из них. Знать о методах решения конфликтов (на пр., посредничество, арбитраж переговоры и т. д.) Понять, что состояние мира проявляется по-разному, это понятие также включает в себя состояние внутреннего мира, отсутствие факторов, способствующих появлению конфликтов (на пр., несправедливость, неравенство, беднота, лишения), а также отсутствие вооруженных конфликтов. |
Способности решать конфликты мирным путём (на пр., порождение альтернатив, компромисс, принятие решений, эффективное общение, сотрудничество). Умение увидеть, как эти способности можно использовать в личной жизни и на мировом уровне |
Обязательство способство- вать поддержанию мира (в любых его проявлениях). Желания действовать во имя мира. |
Назад в раздел