Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Тренинг |
СТЕРЕОТИПЫ
Возраст: 12-15 лет
Задачи: Дать ученикам понять, что стереотипы могут иметь отрицательное влияние, помочь им развить навыки, необходимые для борьбы с ними и их влиянием.
Материалы: Один сценарий ролевой игры для каждой группы из 4 человек.
Заметка: предложенные сценарии могут быть изменены, в зависимости от нужд класса.
Процедура:
Действие 1
Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждой группе даётся сценарий.
Действие 2
Каждый член команды читает содержание карточки, 2 ученика по желанию играют сценку. Остальные 2 – наблюдатели.
Действие 3
После того как ролевая игра была исполнена, члены команды обсуждают её. Наблюдатели дают фидбэк о том, какие методы лучше отразили стереотипы, описанные в сценарии.
Действие 4
Малые группы играют второй сценарий, роли исполняют наблюдатели. Альтернативно, можно повторить первый сценарий, наблюдатели играют роли иначе, чем первая пара актёров.
Действие 5
Класс обсуждает следующие вопросы:
· Чем были похожи рзличные ситуации из сценариев? Чем они отличались?
· Как вы себя чувствовали в роли человека с предрассудками?
· Как вы чувствовали себя в роли человека, борющегося со стереотипами?
· Какие способы борьбы со стереотипами вы использовали? Просьба разъяснить и предоставить больше информации о чувствах человека с предрассудками? Обоснования? Попытки убедить человека с предрассудками? Примеры, в которых люди не соответствуют стереотипам? Факты, которые опровергают стереотипы? Использование таких понятий, как права и справедливость? Спор или угрозы?
· Какой метод оказался самым эффективным в перемене мнения человека с предрассудками?
· Приходилось ли вам бороться с предрассудками в реальной жизни? Что вы сделали?
· Приходилось ли вам быть жертвой предрассудков в жизни? Что вы сделали?
Возможные варианты:
1. Ученики меняются ролями посреди игры.
2. Сценарии могут быть составлены на основе реальных случаев, с которыми ученики встречались. Но здесь нужно быть очень осторожными, чтобы не затронуть чьи-то чувства.
3. Сценку можно разыграть перед всем классом, если ученики хорошо знают роли и хотят это сделать.
Последующие действия:
Класс обсуждает какие стереотипы существует в их школе, сообществе и как можно обратить внимание на другие на проблемы, которые могут возникнуть из-за этого.
СЦЕНАРИИ РОЛЕВЫХ ИГР
1. Учитель задал вам задание, работая в группах по 4 человека, написать отчёт. Тео, чья семья приехала из развивающейся страны попал в вашу команду. Когда ваша команда шла в библиотеку, другой коллега по команде, Марк, прошептал вам на ухо: «Я бы хотел, чтобы Тео не был в нашей команде. Все люди из его страны такие ленивые. Они никогда ничего сами не делают. Нам, наверное, придётся всё делать за него».
Твой ответ был….
2. Учительница планирует путешествие на целый день для всего класса. Она просит учеников спросить родителей, если кто-нибудь из них смог бы пойти и помочь ей. Ты говоришь, что попросишь бабушку. Учительница говорит: «Это длинное путешествие, и мы будем долго идти пешком. Я думаю для твоей бабушки это будет слишком утомительно. Может мама или папа смогут пойти?»
Твоя бабушка очень активный и сильный человек. Ты ответишь учительнице…
3. Несколько семей из развивающейся страны недавно переехали в ваш город. Гуляя по коридору, один из ваших друзей говорит вам: «Мне не нравится, что все эти бедняки ходят в нашу школу. Отец говорит, что они все приезжают в нашу страну в поисках работы и отбирают у местных места работы. Я думаю, им лучше уехать назад туда, откуда они приехали.»
Ты отвечаешь…
4. Соня первый день в вашем классе. Соня ездит на инвалидной коляске. Перед переменой один из твоих друзей говорит: «Когда надо будет идти на улицу, я пойду помогу Соне одеть пальто, она наверное не может этого сделать сама.»
Твой ответ…
5. Джина – девочка из твоего класса, которая приехала из другой страны. Однажды, когда вы ели в школьной столовой, один из твоих друзей сказал: «Посмотри какую странную пищу взяла Джина! Это наверное ужасно пахнет!? Как могут люди в её стране есть такую гадость?»
Твой ответ…
6. Ты должен провести химический эксперимент вместе с ещё одним мальчиком и одной девочкой по имени Рима. Вы обсуждаете как разделить работу. Мальчик говорит: «Ты будешь измерять вещества, я зажгу горелку, а Рима будет записывать, у девчёнок почерк красивее, чем у мальчишек.»
Рима молчит.
Твой ответ…
Назад в раздел