Методическая копилка учителя
заполнение этого раздела началось 27 октября 2008 года
Тип: Поурочные и методические разработки |
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
(по рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди»)
Цель. Путем анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
Задачи:
- Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
- Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди»
- Проанализировать художественные особенности рассказа.
- Понять авторскую позицию.
- Дать собственную оценку решению героев.
- Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.
Оборудование:
Стенд с высказываниями писателей о доброте.
Фонограмма П.И.Чайковский «Старинная французская песня»
Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
- Обращаю внимание ребят на тему урока: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?
Работа в тетради:
Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
- Читаю отрывки из сочинений:
Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.
Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.
Уничтожить и побороть зло можно только добром.
С добрым человеком легче общаться и дружить.
Доброта – это хорошее отношение к людям.
Сострадание – это порыв души.
Жалость к пожилому, раненому, больному – вот что такое милосердие.
Доброту невозможно описать.
Ребята, а вы себя считаете добрыми? Почему?
- Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди». В начале чтение звучит на фоне «Старинной французской песни» Чайковского.
- Поделитесь первыми впечатлениями.
- Анализ рассказа.
- Составление плана. На сколько частей можно поделить рассказ?
i. Ожидание мужа.
ii. Смерть соседки.
iii. Добрый поступок.
- На чем акцентируется внимание читателя в 1 части?
Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям.
- Когда Жанна вошла к соседке, что она увидела?
Рука матери. Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.
- Что побудило Жанну взять детей?
Работа в тетради: Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.
— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
В начале |
В конце |
|
|
- Сделайте вывод. Объясните причины такого изменения.
- Перечитаем по ролям финал. Если бы мы ставили сценку, как этот отрывок выглядел бы на сцене?
- Рассказ называется «Бедные люди» Можно ли придумать другие названия? Учитель или дети предлагают название «Богатые люди» В чем их богатство?
Собираем «богатства» в корзинку: на «Бриллиантах» из цветной бумаги ребята пишут качества, которыми обладали герои рассказа.
- Предлагаю проверить, а есть ли среди нас такие богатые люди? Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
- Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
- После такого разговора какое домашнее задание вы можете предложить?
Варианты д/з:
- Отзыв о рассказе.
- Статья в газету о добром поступке.
- Похожий рассказ на современном материале.
- Стихи о доброте.
Назад в раздел