04.02.2014
"Почему дебаты?" часть 1
В этой статье хочется поделиться практическим опытом проведения дебатов на уроках английского языка, хотя бы по одной простой причине: дебаты - это не просто игра, а серьёзный приём проведения уроков английского языка. Современные требования для учителя предполагают развитие разносторонней личности с критическим мышлением, а для этого на своих уроках учитель должен научить учеников сомневаться, предполагать, искать доказательства, аргументировать свой выбор. А как уместить это всё в один урок? Научить детей дебатировать. Почему дебаты? Оказывается, они ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В средние века в Европе, в системе образования были курсы ораторского мастерства и дебатов. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах. Во время президентских выборов 1960 года, первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном привлекли внимание к дебатам с новой силой. Сейчас дебаты стали проходить в школах и университетах всего мира.
Как объяснить ученикам, необходимость уметь участвовать в дебатах? Просто нужно показать их практическую ценность. Это можно показать на таком примере: Вы просите у мамы разрешения прийти позднее обычного домой. Вы говорите: «Мама, можно я приду позже домой, так как я с друзьями пойду на футбольный матч, а он закончится поздно. Кроме того, меня проводит друг с папой. Все уроки я уже выучил, и завтра уроки начнутся позже». Вы выдвинули утверждение - вы идёте на футбол и дали аргументы, почему возможно прийти позже с помощью 3-х аргументов:во-первых, вас проводят; во-вторых, уроки выучены; в-третьих, вставать утром не нужно рано. Это неформальные дебаты. Мама здесь выступает в качестве оппонента и судьи, тогда как в формальных дебатах эти роли играют разные люди; оппоненты-ученики, судья-учитель или опытные игроки.
Огромную роль в подготовке дебатов играет постановка проблемы. Она должна быть актуальной и содержать аргументы за и против в равной степени. Это заложит основание для дискуссии.
Следующий этап – сбор аргументов. Это правильно сделать с помощью мозгового штурма, когда все аргументы принимаются, затем распределяются на основные и дополнительные. К примеру, тема «Диета – это единственный способ избавиться от лишнего веса». Тема актуальна среди всех возрастов, информации за и против этого утверждения предостаточно в средствах массовой информации, в энциклопедиях и т.д. Аргументы могут быть выдвинуты на основании доводов учёных, врачей-диетологов, спортсменов, знаменитостей и других. Важными аргументами будут считаться мнение учёных, тогда как единичные случаи, зафиксированные в СМИ, останутся в качестве дополнительных аргументов. Для усиления аргументов следует использовать статистику (с указанием источников), цитаты знаменитых людей, притчи в качестве пищи для размышления и т.д. Все аргументы должны исходить из определений, которые лучше всего взять из английского словаря. С какими понятиями можно столкнуться в выше упомянутой теме? Diet, calories, fats, obesity, anorexia, emaciation. Понятия, взятые из словаря, не оспариваются.
Научив старшеклассников готовить кейс аргументов, учителя смогут решить несколько задач:
1) Научить их сомневаться, не принимая всё на веру, а побудим их искать доказательства или опровержения какой-либо теории.
2) Развить речевые компетенции, так как в споре любой хочет победить, а для этого необходимо владеть речью на высшем уровне.
3) Подготовить к написанию эссе самым лучшим образом.
4) Воспитать уважительное отношение к чужому мнению.
5) Подготовить к взрослой жизни, где аргументация просто необходима для успеха.
Научив один раз этой игре, мы пожнём великолепные результаты среди старшеклассников, так как их мотивация повысится, и они осознают всю необходимость учить английский язык.